Молодежный вестник. 2012 г.

Молодежный вестник. 2012 г.

НАШ А ИСТОРИЯ N° б [6191) / 2012 спине, поэтому при ходьбе вынужден опираться на пал­ ку. В финале открывается ис­ тинная причина его немощи. Оказывается, палка изнутри была полая, и в ней глава се­ мьи приносил домой муку, чтобы испечь детям лепеш­ ки. Я поинтересовалась у Леонида Ивановича, реаль­ на ли эта история. - Это правда, - подтвер­ дил Винников. - После вой­ ны мы страшно голодали. Резали скот, потому что ко­ ров нечем было кормить, а борщ варили из крапивы. У нас в селе были ветряные мельницы, и дед работал на одной из них. Палка служила ему своеобразной кладовой для хранения муки. Кстати, и сцена покаяния деда не при­ думана. Когда в село прове- Алена М ЕШ ЕРЯКО ВА О бескорыстном поколении, русском характере и силе провинции К актерской игре профессионалов липчане, учитывая □ I I наличие в областном центре двух театров, уже I ' привыкли. А на днях в Липецкой областной научной I библиотеке им предложили спектакль в исполнении актеров Лебедянского народного театра, которые порадовали своих зрителей необычайно душевным и колоритным действом. Мне тоже довелось посмотреть постановку по рассказу известного липецкого журналиста Леонида Винникова «Про деда Павла и лампочку Ильича». А заодно пообщаться с его автором, который в сентябре отпразднует 55-летие своей творческой деятельности. - Рассказ создается не сразу, - говорит Леонид Ива­ нович. - Я могу сидеть на со­ вещании и вдруг неожидан­ но вспомнить какой-то эпи­ зод из прошлого. Хочется его записать, дополнить но­ выми впечатлениями, свя­ зать с воспоминаниями дет­ ства. Так родился и рассказ «Про деда Павла и лампочку Ильича», который напечата­ ли в журнале «Петровский мост». Актеры Лебедянского народного театра «Улыбка» прочитали его и решили по­ ставить на сцене. Мы встре­ тились с главным режиссе­ ром Еленой Васильевной Кочетовой и обсудили буду­ щее сотрудничество. Действие происходит в деревне Старая Криуша. Первый послевоенный год. В разрушенном селе страш­ ный голод и засуха, но отно­ шения между людьми чело­ вечны как никогда. Главный герой - дед Павел - реаль­ ный прототип старшего Вин­ никова. - У деда было, как он сам говорил, «неначатое» на­ чальное образование, - рас­ сказывает мой собеседник. - Дело в том, что раньше в селах работали церков­ ноприходские школы. По уровню знаний они могут сравниться с современным семилетним образованием. К сожалению, старшему Винникову школу окончить не удалось. Он проучился два года и пошел работать, но тяга к учебе осталась. - Мой дед, - вспоминает Леонид Иванович, - при­ надлежал к удивительному поколению людей, которые никогда не жили для себя. Русский народ после Пер­ вой мировой войны не при­ числял себя к «потерянному поколению», как это делали французы, а просто работал. Дед прошел через револю­ ции, войны, коллективиза­ цию, хрущевские реформы, но я не помню ни одного слова жалобы или упрека. В рассказе дед Павел му­ чается от ужасной боли в ли свет, он так растрогался, что при всех жителях решил покаяться в воровстве. Но разве можно назвать грехом желание накормить семью? В рассказе глава семьи внимательно изучает статью министра СССР, который ут­ верждает, что красота спасет мир. А дед Павел ему спра­ ведливо возражает: «Как же красота может мир спасти, если она требует жертв?» За разъяснением этого про­ тиворечия я обратилась к автору. - Если человек ссыла­ ется на кого-то из великих, он должен прежде понять смысл фразы, - считает Лео­ нид Иванович. - Почитайте Достоевского и обратите внимание, как он рассуж­ дает на эту тему. Писатель, который пытался постичь судьбу России, найти выход из нравственного тупика для своих героев, ставил вопрос по-другому; «Что же спасет мир? Может быть, красота?». К сожалению, по­ добных примеров неуважи­ тельного отношения к мыс­ лям национальных гениев в литературе много, поэтому я - сторонник обдуманного цитирования.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz