Молодежный вестник. 2011 г.

Молодежный вестник. 2011 г.

№ 25 [6184] / 2011 Елена МЕЩЕРЯКОВА «Чудики» среди нас жили всегда. В соседней квартире, в презентабельных офисах и на страницах художественных произведений. Что бы ни происходило вокруг, они носились, одержимые идеей (причем каждый - своей собственной!), поражая окружающих недюжинной знергией и энтузиазмом. Помните, как Василий Князев из рассказа Шукшина хотел наладить отношения между городскими и деревенскими жителями? Так вот: недавно и мне довелось познакомиться с настоящим энтузиастом, искренне преданным своему делу. За последние десять лет Анато­ лий Алексеевич Низовцев, санкт- петербургский историк, журналист и актер, не раз бывал в нашем городе и представлял школьникам свои моно­ спектакли о Сергее Есенине, Владими­ ре Высоцком и героях «Молодой гвар­ дии». География его жизни обширна: он окончил театральное училище в Свердловске, работал в Ереване в театре имени К. С. Станиславского, где познакомился со знаменитым компо­ зитором Арамом Хачатуряном, затем переехал в Ленинград. - Я рад, что снова в Липецке, - го­ ворит Низовцев. - Он очень напо­ минает родной Петербург: такие же широкие улицы, фонтаны. Здесь меня всегда встречают благодарные слуша­ тели - дети. Для них, собственно, я и подготовил программу «Не жалею, не зову, не плачу», в которой рассказы­ ваю о нелегкой судьбе «певца дере­ вянной избы». Импровизированная сцена в Жизнь как моноспектакль одном из кабинетов 17-й школы, ми­ нимум декораций и черно-белые фотографии поэта - вспоминать о веч­ ном лучше без лишнего шума. - Эти снимки - подарок его сестры Александры, которая является дирек­ тором Государственного музея Есе­ нина в селе Константиново, - замеча­ ет Анатолий Алексеевич, видя, как я вглядываюсь в чуть потускневшее от времени изображение поэта. Для того чтобы выступления по­ лучились интересными и запоминаю­ щимися, Анатолий Низовцев работал в архивах и даже лично встречался с родственниками людей, о которых пи­ сал. - В 1955-м меня, как одного их луч­ ших студентов, наградили поездкой в Краснодон, где я познакомился с роди­ телями и учителями погибших моло­ догвардейцев. Кстати, в прошлом году ездил туда на празднование столетия поселка. Приятно было чувствовать себя в любом доме желанным гостем. Многолетняя жизнь и работа во Франции вдохновили петербургско­ го историка на создание спектакля об Эдит Пиаф. Более того, в Париже он познакомился с Мариной Влади, и эта встреча повлияла на дальнейшее творчество Низовцева: он написал блистательный монолог «Мир вашему дому. Воспоминания о Владимире Вы­ соцком». Не думайте, что бывший актер «Теа­ тра исторического портрета» выступа­ ет только перед учащимися школ. Его аудитория разнообразна: он читает свои монологи в тюрьмах, колониях, а также для детей с отклонениями в раз­ витии. Но одинаково трепетно готовит­ ся к любому спектаклю. Единственное, что беспокоит Анатолия Алексеевича, -упадок национальной культуры. - За изучением иностранных языков мы забываем о красоте родного, - гово­ рит Низовцев. - У современного поко­ ления отсутствует вкус к чтению. Всему виной губительное увлечение компью­ терами. Но не техника, а именно книга развивает душу и заставляет человека думать. Пробудить в детях интерес к ней - это моя цель. И могу сказать, что я достиг известных успехов: после про­ грамм «Встреча в Краснодоне» и «Не жалею, не зову, не плачу» роман Алек­ сандра Фадеева «Молодая гвардия» и сборники есенинских стихов исчезают с библиотечных полок. В финале шукшинского рассказа «Чудик» поскользнулся и чуть не упал. Надеюсь, что мой герой будет идти по ровной дороге, и пусть его путь осве­ щает «звезда севера», именем кото­ рой он назвал свою новую программу о Николае Рубцове.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz