Молодежный вестник. 2011 г.

Молодежный вестник. 2011 г.

к н и ж н ы й 1СЛУБ № 25 [6184] / 2011 Екатерина ЛЁВИНА Какую цену допустимо заплатить за признание и успех? Свободное время? Здоровье? Любовь? А быть может, саму жизнь? О чем думает человек, отказавшийся от всего ради возможности заглянуть в собственную душу? Где найти силы, чтобы признаться в своих слабостях и перестать презирать себя за чужие ошибки? И как разобраться во всем, когда тебе лишь шестнадцать? Об зтом - роман «Пианисты» норвежского писателя Кетиля Бьёрнстада. Книга попала мне в руки случайно, и захватила сразу же. Акселю Виндингу - пятнадцать, он талантливый пианист, одержимый желанием выступать на сцене. Любовь к класси­ ческой музыке в нем воспитала мать, эмоциональная и не су­ мевшая воплотить свои мечты в жизнь женщина. Неудачник отец, сестра, ищущая себя в этом мире, тихо спивающаяся мать - в таком окружении растет Аксель. Самые дорогие для Святая к музыке любовь крахе на пороге этого триумфа из-за досадной случайно­ сти. Впрочем, кто знает, возможно, как раз эта случайность и помогла не оступиться и не рухнуть в пропасть, увлекая за собой все, от чего пришлось отказаться ради музыки. «- Решение пришло ко мне, когда я играла... Когда я барахталась там, на полу, и не знала, смогу ли продолжить концерт, я вдруг увидела себя со стороны. Увидела малень­ Кетипь Бьёрнстпад - не только писатель, создав­ ший столько романов, эссе, стихов, пьес, что сам не помнит их количество. Он еще и успешно выступа­ ющий пианист, музыкальный критик, композитор, выпустивший большое число пластинок. кое нервное существо, которому так хотелось добиться успеха. Увидела все свое тщеславие, свои амбиции, они пронеслись передо мной, словно газетные вырезки в аль­ боме. Я жаждала славы, хотела играть с оркестром, с ди­ рижером. Хотела стать мировой знаменитостью. Я барахта­ лась на полу и не хотела сдаваться, потому что это все еще было для меня важно. Но когда В. Гуде помог мне поднять­ ся и сказал мне те удивительные слова, когда я уже сидела за роялем и была готова играть, то поняла, что все кончено. - А что он тебе сказал? - ...нет такой ситуации, из которой не было бы выхода. Сказал, что все поймут, если я не смогу играть. Он позволил мне сделать выбор. И хотя он - мой импресарио, дал мне него моменты - вечера, когда мать ловит на радиоприемнике Москву, Вену, Берлин и они вместе слушают концерты, пред­ ставляя себя в этих великолепных залах, перед оркестром. Но мать трагически погибает, и Аксель бросает школу, чтобы все свободное время готовиться к конкурсу молодых пиани­ стов в Осло. Он знает, что мама хотела бы этого. Среди его соперников (которые, как ни странно, дружат между собой) - соседская девочка Аня Скууг, в которую он тайно влюблен. «Пианисты» - первая книга трилогии о юном Акселе. К изданию в России уже готовятся «Река» и «Дама из долины». Да, книга о музыке. Вернее, и о музыке тоже. Этот специ­ фический мир со своими законами и строгими правилами очень похож на спорт. Здесь тоже выживает сильнейший, причем не обязательно самый одаренный. Упорство в этом мире с полным правом можно назвать маниакальным, силу воли - железной, а малейший промах - фатальным. Музыка не прощает ошибок, но щедро награждает преданных ей безусловно и слепо. Пожалуй, главное - не перепутать дороги, ведущие к славе или к саморазрушению. Либо вовремя остановиться. Роман - о цене за такую слепоту, о дружбе и любви, по­ терях и разочарованиях, бессилии и амбициях, триумфе и возможность сдаться... А я была бы вынуждена всегда бо­ роться и никогда не дошла бы до вершины». На хрупких плечах юных музыкантов - огромная ответ­ ственность, помимо собственных желаний, на них давят ожидания преподавателей, которые тоже ищут своей выго­ ды, надежды родителей, стремящихся во что бы то ни стало увидеть своих чад победителями... Порой это «во что бы то ни стало» приводит к трагичным последствиям, особенно если учитывать, что все главные герои - подростки, недав­ но перешагнувшие порог детства. У них хватает своих вну­ тренних проблем, раздирающих психологических противо­ речий, им бы с собой найти общий язык и ужиться, а с них спрашивают как со взрослых. Успех рассматривается как не­ что само собой разумеющееся, а вот ошибки не прощаются. Кто-то выдерживает, а кому-то при всем его таланте и ра­ ботоспособности просто не хватает физических сил. «- Как ж е ты будешь жить без опуса 109? - Опус 109, Аксель, сохранится на все времена. Это я поняла там, на сцене. Я не смогу прожить без му­ зыки, но она прекрасно проживет без меня. ...Она гладит меня по щеке, как будто я нуждаюсь в утешении. Я ей завидую. Ребекка сделала выбор. Дала дебютный концерт. И освободилась».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz