Молодежный вестник. 2011 г.
к н и ж н ы й 1СЛУБ № 25 [6184] / 2011 Екатерина ЛЁВИНА Какую цену допустимо заплатить за признание и успех? Свободное время? Здоровье? Любовь? А быть может, саму жизнь? О чем думает человек, отказавшийся от всего ради возможности заглянуть в собственную душу? Где найти силы, чтобы признаться в своих слабостях и перестать презирать себя за чужие ошибки? И как разобраться во всем, когда тебе лишь шестнадцать? Об зтом - роман «Пианисты» норвежского писателя Кетиля Бьёрнстада. Книга попала мне в руки случайно, и захватила сразу же. Акселю Виндингу - пятнадцать, он талантливый пианист, одержимый желанием выступать на сцене. Любовь к класси ческой музыке в нем воспитала мать, эмоциональная и не су мевшая воплотить свои мечты в жизнь женщина. Неудачник отец, сестра, ищущая себя в этом мире, тихо спивающаяся мать - в таком окружении растет Аксель. Самые дорогие для Святая к музыке любовь крахе на пороге этого триумфа из-за досадной случайно сти. Впрочем, кто знает, возможно, как раз эта случайность и помогла не оступиться и не рухнуть в пропасть, увлекая за собой все, от чего пришлось отказаться ради музыки. «- Решение пришло ко мне, когда я играла... Когда я барахталась там, на полу, и не знала, смогу ли продолжить концерт, я вдруг увидела себя со стороны. Увидела малень Кетипь Бьёрнстпад - не только писатель, создав ший столько романов, эссе, стихов, пьес, что сам не помнит их количество. Он еще и успешно выступа ющий пианист, музыкальный критик, композитор, выпустивший большое число пластинок. кое нервное существо, которому так хотелось добиться успеха. Увидела все свое тщеславие, свои амбиции, они пронеслись передо мной, словно газетные вырезки в аль боме. Я жаждала славы, хотела играть с оркестром, с ди рижером. Хотела стать мировой знаменитостью. Я барахта лась на полу и не хотела сдаваться, потому что это все еще было для меня важно. Но когда В. Гуде помог мне поднять ся и сказал мне те удивительные слова, когда я уже сидела за роялем и была готова играть, то поняла, что все кончено. - А что он тебе сказал? - ...нет такой ситуации, из которой не было бы выхода. Сказал, что все поймут, если я не смогу играть. Он позволил мне сделать выбор. И хотя он - мой импресарио, дал мне него моменты - вечера, когда мать ловит на радиоприемнике Москву, Вену, Берлин и они вместе слушают концерты, пред ставляя себя в этих великолепных залах, перед оркестром. Но мать трагически погибает, и Аксель бросает школу, чтобы все свободное время готовиться к конкурсу молодых пиани стов в Осло. Он знает, что мама хотела бы этого. Среди его соперников (которые, как ни странно, дружат между собой) - соседская девочка Аня Скууг, в которую он тайно влюблен. «Пианисты» - первая книга трилогии о юном Акселе. К изданию в России уже готовятся «Река» и «Дама из долины». Да, книга о музыке. Вернее, и о музыке тоже. Этот специ фический мир со своими законами и строгими правилами очень похож на спорт. Здесь тоже выживает сильнейший, причем не обязательно самый одаренный. Упорство в этом мире с полным правом можно назвать маниакальным, силу воли - железной, а малейший промах - фатальным. Музыка не прощает ошибок, но щедро награждает преданных ей безусловно и слепо. Пожалуй, главное - не перепутать дороги, ведущие к славе или к саморазрушению. Либо вовремя остановиться. Роман - о цене за такую слепоту, о дружбе и любви, по терях и разочарованиях, бессилии и амбициях, триумфе и возможность сдаться... А я была бы вынуждена всегда бо роться и никогда не дошла бы до вершины». На хрупких плечах юных музыкантов - огромная ответ ственность, помимо собственных желаний, на них давят ожидания преподавателей, которые тоже ищут своей выго ды, надежды родителей, стремящихся во что бы то ни стало увидеть своих чад победителями... Порой это «во что бы то ни стало» приводит к трагичным последствиям, особенно если учитывать, что все главные герои - подростки, недав но перешагнувшие порог детства. У них хватает своих вну тренних проблем, раздирающих психологических противо речий, им бы с собой найти общий язык и ужиться, а с них спрашивают как со взрослых. Успех рассматривается как не что само собой разумеющееся, а вот ошибки не прощаются. Кто-то выдерживает, а кому-то при всем его таланте и ра ботоспособности просто не хватает физических сил. «- Как ж е ты будешь жить без опуса 109? - Опус 109, Аксель, сохранится на все времена. Это я поняла там, на сцене. Я не смогу прожить без му зыки, но она прекрасно проживет без меня. ...Она гладит меня по щеке, как будто я нуждаюсь в утешении. Я ей завидую. Ребекка сделала выбор. Дала дебютный концерт. И освободилась».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz