Молодежный вестник. 2011 г.

Молодежный вестник. 2011 г.

№ 23 [5182] / 2011 СМЕХ ОСТАВЬТЕ ЗА КАДРОМ А какие раньше были искрометные комедии! Какое огромное количество крылатых фраз они породи­ ли! «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965 г.), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966 г.), «Иван Васильевич меняет профес­ сию» (1973 г.), «Невероятные приключения итальянцев в России» (1974 г.) заставляли и заставляют нас сме­ яться от всей души и без помощи смеха за кадром, как в некоторых комедийных сериалах. Вэтих картинах не было отталкивающих пошлых шуток и нелепых сцен. Согласитесь, нас совершенно не порадовали современ­ ные русские римейки замечательных советских комедий­ ных мелодрам Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975 г.) и «Служебный роман» (1977 г.). Не так-то просто переплести грустное и смешное, пе­ чальное и веселое, как это удавалось режиссерам, чьи работы мы сегодня по праву можем назвать классикой. История советского кино началась с 1919 года: 27 августа был подписан Де­ крет о национализации кинематографа. Советские фильмы всегда были очень самобытны. Отчасти это объясняется тем, что кинематограф СССР десятилетиями развивался в изоляции от осталь­ ного мира. Первый успех пришел к советским картинам в эпоху немого кино. Тогда новаторское пролетарское искусство, призывающее к мировой револю­ ции, вызывало на Западе большой интерес. Особенно ценными считаются рабо­ ты режиссера Сергея Эйзенштейна, которые значительно повлияли на развитие кино как жанра искусства. После бур­ ных 1920-х годов интерес к нашему ки­ нематографу в мире пошел на убыль. По окончании Второй мировой вой­ ны лишь единичные советские фильмы «для массовой аудитории» имели успех за рубежом. Наше кино казалось там довольно примитивным, к тому же за­ падному зрителю была непонятна и не­ интересна сама специфика жизни советской страны. Ну а в СССР отечественное кино пользовалось невероятной популярностью, кинотеатры часто были запол­ нены до отказа, киноиндустрия приносила государству значительный доход. И это при том, что целые жанры этого искусства запрещались цензурой и допусти­ мая художественная стилистика фильмов была значительно сужена. Тем не ме­ нее во второй половине XX века у нас появились очень талантливые авторские авангардные фильмы, ставшие шедеврами мирового кинематографа. С перестройкой советское кино начало менять свой облик. Стали снимать­ ся доселе невообразимые по откровенности фильмы, отражавшие перемены в советском обществе. Это кино стало культовым для целых поколений людей, рожденных в СССР, и не только. «Понимаешь, что эти старые фильмы - подлинное искусство, художники, которые их создавали, шли на риск, но делали больше, чем могли. Эти смелые фильмы исполнены мужества и надежд» (Туве Янсон, «Видеомания»).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz