Молодежный вестник. 2011 г.

Молодежный вестник. 2011 г.

Б МИРЕ ЛЮДЕЙ № 2 3 [6182) / 2011 Анна КОЖУХАРЬ «Стратегия успеха по-липецки Центр сопровождения и поддержки одаренных детей «Стратегия» все чаще попадает в поле зрения СМИ. И это неудивительно. За год существования центр, который создан при департаменте образования Липецка, уже выпустил много призеров и победителей предметных олимпиад, научных конкурсов, несколько ребят с помощью подготовки в центре стали студентами престижных вузов. - А зачем, собственно, одаренным детям под­ держка и сопровождение? Неужели гениям это нужно? Вот Ломоносов, например, сам пришел в Москву, без всякой под­ держки учился и стал «от­ цом науки Российской»... - первое, о чем я спросила у директора центра Инессы Шуйковой. В ответ Инесса Анатольевна сначала улыбнулась. Подобный во­ прос ей задают явно не в первый раз. - Увы, это ошибочное, но очень распространен­ ное мнение. Во-первых, Ты понял цель, счастливый человек, \ Для жизни ты живешь. А. С. Пушкин не стоит путать понятия «гениальность» и «ода­ ренность». А во-вторых, развитие даже самого талантливого ребенка во многом зависит от среды, в которой он накапливает знания. О ЗАДАТКАХ И СПОСОБНОСТЯХ И директор, и препо­ даватели центра категори­ чески отказываются назы­ вать своих воспитанников гениями или вундеркин­ дами. Истинных гениев среди детей не больше трех процентов. И далеко не каждый из них сумеет когда-нибудь использо­ вать свои природные дан­ ные правильным образом. Многие помнят исто­ рию Кристофера Лангана. Американский мальчик, который начал говорить в 6 месяцев, а в 4 года уже самостоятельно научился читать, хоть и обладал на тот момент самым высоким уровнем I ^ в США, но так и не смог за­ кончить университет. В самостоятельной научной деятельности вундеркинд также не добился успехов и уже много лет работает простым лесничим. И это далеко не единственный пример. Как показывает прак­ тика, наибольшего успе­ ха в жизни и научной деятельности добиваются одаренные дети так на­ зываемого «второго типа». Это ребята с «высокой, но не чрезвычайной нормой». Их число гораздо больше, а круг интересов таких детей куда шире. Именно с ними, обладающими упор­ ством, желанием учиться и высоким уровнем мотива­ ции, работают сотрудники «Стратегии». - Люди различаются «по задаткам», - продол­ жает директор. - У одного человека спортивные задатки, у другого - ин­ теллектуальные. Но вот способностей от природы нет никаких. Способности - это приобретенное. Если человек с хорошими за­ датками попадет в небла­ гоприятную среду, то мы вряд ли узнаем, что у него могли быть способности. Задатки - это биология. Одаренность - биология, превратившаяся в пси­ хологию. Чтобы задатки переросли в способности, нужны воспитание, раз­ витие, соответствующие условия. Не учись Бальзак на юридическом факуль­ тете и не работай потом помощником стряпчего, где бы он взял сюжеты для своих будущих великих произведений? Кто знает, проявились бы когда- нибудь способности к физике у Николы Теслы, если бы не интеллектуаль­ ное развитие, которое он получил в семье, техниче­ ском училище. Пражском университете?.. О МЕТОДАХ ПОДГОТОВКИ Каким же образом в центре «Стратегия» задат­ ки превращаются в спо­ собности? Первое и самое важное условие, считают здесь, - это желание и мо­ тивация самого ребенка. На бесплатной основе в центре сегодня обучаются около шестисот мальчиков и девочек в возрасте от 12 до 17 лет. Многие из них попали туда, потому что уже смогли проявить себя на школьных и городских предметных олимпиадах, другие пришли самостоя­ тельно. Вступительные ис­ пытания по любому из 18 предметных направлений «Стратегии» кардинально отличаются от обычных школьных тестов или кон­ трольных. Главное - твор-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz