Молодежный вестник. 2011 г.

Молодежный вестник. 2011 г.

№ 22 [ 6181 ] / 2011 Устав, я опустилась в мягкое кресло перед мо­ нитором и, наблюдая за происходящим на экране, тоже... стала частью про­ екта. И гораздо позже, когда приветственные слова были произнесены, зрите­ ли приглашены к просмо­ тру, а на мягких диванчи­ ках и стульях винтажного интерьера шли беседы за стаканчиком пряного глинтвейна, мне пришло в голову, что импровизиро­ ванный просмотр можно за тем, как на экране ху­ дожник «извлекает» пер­ сону. Перед нами живой пор­ трет - модель, с ног до го­ ловы обмотанная бинтом. Осторожно разрезая их, Сергей освобождает «му­ мию» из марлевого кокона. Но вместо живого чело­ века на свет появляется... деревянная скульптура, сделанная пару десятков лет назад. Художник назы­ вает ее Русской Венерой. Безусловно, то, что представил зрителям Екатерина ЛЁВИНА Сергей Бугровский и его «Персоны» - Да это же я! - вглядевшись в изображение на плотной сероватой бумаге, восклицает подруга. - У меня такое выражение лица бывает, когда на улице начинается дождь, а я без зонта. Сфотографируй нас, пожалуйста! Для меня и сейчас остается загадкой, какие эмоции она углядела в этом угольно-черном пят­ не, которое 90 процентов обывателей назовут не иначе как мазней, но я прилежно щелкаю фото­ аппаратом, осознавая, что зерно истины в ее словах есть. Недаром свой про­ ект липецкий художник Сергей Бугровский назвал просто и в то же время с подтекстом: «Персоны». Персонификация - процесс сугубо индивидуальный. И то, что далеко не все и от­ нюдь не все нарисованное (вернее, всех нарисованных - по сути это же портреты) поймут и прочувствуют, бесспорно. Иначе было бы скучно и неинтересно. Около ста работ, вы­ полненных в смешанной технике (акварель, мелки, масло, маркеры), запол­ няют маленький зал гале­ реи «Искусство». Часть в альбоме, листы большого формата занимают стены и развешены на пересекаю­ щих пространство лесках. Графика соседствует со скульптурой и ассамбля- жем, представляющим собой сочетание живо­ писи с аппликацией. Эти портреты - разной степени обобщенности - способны вызвать улыбку и чувство тревоги, недоумение и скепсис, радость узнавания и желание спроецировать какой-то на реального че­ ловека. Выходит, даже если это «мазня», то свою задачу - растормошить эмоцио­ нально - она выполнила. Кто-то рассказывает тебе о своих ощущениях от «диалога» с очередным образом, кому-то пред­ ставляешь свое видение ты. А он, этот самый образ, становится для вас, веду­ щих диалог словесный, некоей связующей нитью, на которую постепенно на­ низываются ваши эмоции и ассоциации. Вот так пер­ сона из краски и бумаги «оживляет» восприятие персон из плоти и крови. Один из ключевых мо­ ментов, по задумке Сергея, - 12-минутный видео- перфоманс, на создание которого его вдохновил американец Энди Уорхолл со своим пятичасовым фильмом о спящем друге- поэте. расценить как художе­ ственную акцию по прин­ ципу матрешки: на экране показывают перфоманс, а сидящий в кресле его смотрит, и само это дей­ ство тоже перфоманс. Мысль показалась мне интересной еще и потому, что участником спонтан­ ной акции и одновременно частью выставки может стать любой посетитель. Достаточно просто сесть в кресло и под музыку немецкого композитора- авангардиста Карлхайнца Штокхаузена понаблюдать Бугровский, не коммерче­ ское искусство. Тут можно поспорить, насколько вообще правомерно на­ зывать искусством дея­ тельность, поставленную на коммерческие рельсы, но это уже совсем другой разговор. А пока я проци­ тирую искусствоведа, пре­ подавателя педагогическо­ го университета Андрея Ломоносова: «Мера свобо­ ды, особенно у нас в про­ винции, определяется сте­ пенью возможности быть самим собой». С этим точно не поспоришь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz