Молодежный вестник. 2011 г.
№ 20 [6179] / 2011 Олеся БОЛЫШОВА Хранительницы романовских традиций Однажды на престижной московской выставке народных промыслов среди традиционных романовских игрушек был размещен необыкновенной красоты синий олень. Замечательно выполненный, он тем не менее вызвал негативную реакцию настоящих мастеров. А все потому, что между рогов у глиняного красавца висел обычный китайский колокольчик. Эта деталь сделала работу авторской и тем самым лишила ее права называться романовской, потому как шла вразрез с традицией промысла. Анастасия Короленко и Ольга Волокитина считают, что подобная ошибка раз мещения - грубое наруше ние, которого не должны допускать организаторы се рьезных выставок. Что ж, вполне имеют право на та кое мнение: обе мои герои ни - народные мастера Рос сии. И каждая старается де лать все, чтобы сохранить старинный промысел, за родившийся в наших кра ях, - селе Романово (сегод ня - Ленино и Троицкое Ли пецкого района). КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ Впрочем, любой внима тельный наблюдатель смо жет сразу узнать романов скую игрушку среди подоб ных. Она более сдержанна по форме и цвету, имеет минимум налепов и элемен тов декора. Лица роману- шек, сделанные проминами пальцев, на первый взгляд кажутся суровыми, аске тичными, отчего не всегда привлекают массовое вни мание. Но при более близ ком знакомстве сразу ста новятся ясны внутренняя красота и сила этого вроде бы неприветливого персо нажа. Мастера уверены: в этой условной, несколько упрощенной лепке, где нет ничего лишнего, заложена определенная генетическая информация наших пред ков, которую неосознанно воспринимает человек: при контакте с настоящим из делием промысла он испы тывает радость. Часто люди, купившие романовскую игрушку случайно, спустя время вновь приходят на выставки-ярмарки: за но вым изделием и необъясни мым подъемом души. Раскрашивается работа акварелью, затем закрепля ется желтком. Палитра рас писывающего скудна: ис пользуют три цвета - крас ный, желтый, зеленый. Ред ко - черный и синий. Завер шенное изделие «оживля ется» серебряными поло сочками. Несмотря на такой мини мум средств для творчества и следования традиции, мои героини узнают свои работы среди других. Пред почтения у каждой - свои. Настя обожает мастерить индюков: они самые яркие в росписи, самые жизне радостные. А вот Олю в последнее время тянет на архаичные формы: про стых барышень-романушек. Впрочем, с удовольствием обе берутся и за сложные композиции: тройки, парад ные выезды. Недавно ма стера получили дипломы из Италии, куда они отправи ли для участия в выставке небольшие по размеру, но непростые по исполнению игрушки: гонца, офицера, романушку с романцом. В тему - За сохранение промысла мы должны быть благодар ны последнему потомственному мастеру Ивану Гункину. Кстати, на обычном гончарном круге он мог изготовить более 50 наименований посуды - в общем, все, что нуж но было женщине в быту. Несмотря на то, что секреты ма стерства передаются по семейной линии, Иван Федоро вич поделился ими с энтузиастами, чтобы промысел не канул в Лету. - Глину современные мастера берут там, где когда-то показал Гункин: в старом русле реки у села Боринское Липецкого района. Черная, жирная, пластичная, с мини мумом примесей, она очень подходит для лепки. Необо жженные, черные внутри розовых старинных романов ских игрушек сколы подтверждают, что древние мастера использовали такую же глину.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz