Молодежный вестник. 2011 г.
№ 13 [5172] / 2011 Ш и интересы людей, жизнь которых напрямую зависит от размера бюджетов. О «РОБИНГУДСТВЕ» И РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТАХ НДФЛ в России зачисляется не в государственную казну, а попадает в региональные бюджеты, при этом взимается не по месту жительства, а по месту работы. Не увеличится ли разрыв между доходами регионов? Ведь нетрудно пред положить, что в так называемых донорах с введением про грессивной шкалы налогов будут собирать гораздо больше тех, кому эта донорская помощь обычно предназначается. И вот эта проблема, пожалуй, основная, потому что более или менее надежного механизма перераспределения ре гиональных доходов пока не существует. Конечно, группа экономических светил уже выступила с предложением за бирать часть прогрессивной шкалы в федеральный бюд жет, чтобы затем перераспределять средства в отстающие республики и области. Однако успех этого «робингудства» пока представляется сомнительным. Струдом верится, что, например. Тюменская область или Ханты-Мансийский ав тономный округ вместе с Москвой и Санкт-Петербургом так просто захотят отдать «лишнее» традиционно дотаци онным регионам. ВО ИМЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ Согласно данным Федеральной налоговой службы, с 2005 по 2007 год количество лиц с доходами свыше 1 млн. рублей в год увеличилось по стране втрое: с 125,2 тыс. до 366,8 тыс. человек. Лиц с доходами свыше 1 млрд, рублей за тот же период стало в 2,3 раза больше: с 283 до 655. По том наметился небольшой кризисный откат. Но! Парадокс в том, за этот период, по данным журнала «Форбс», число миллиардеров в России возросло с 32 до 63 человек! Са мое интересное, что не меньшими темпами росло расслое ние в самой богатой среде. В 2007 году 366,8 тыс. человек с доходами свыше 1 млн. рублей в год в сумме заработали порядка 7,3 трлн, рублей. Однако 77% всех доходов этой социальной группы пришлись на 2% от ее общей числен ности (6,2 тыс. человек, заработавших свыше 100 млн. руб. в год). С преодолением кризиса эти показатели постепен но возвращаются на круги своя. Очень не хочется заниматься «робингудством» и вы ступать глашатаем идей нового раскулачивания. Более того, нетрудно свалить причину подобных настроений на СМИ, которые крайне неохотно рассказывают народу о со циальных и прочих полезных программах, реализуемых в стране на деньги «сильных мира сего», зато с упоением повествуют обо всех прелестях их «дольче вита». Но тем не менее велик соблазн увериться в том, что в бюджет они что-то недодают. Не в смысле умышленно недоплачивают, а просто в силу существующих налоговых порядков платят меньше, чем могли бы. А, что уж греха таить, должны бы! Потому что стремительно растущие баснословные состоя ния, природа которых зачастую окутана завесой тайны, выглядят неприемлемо на фоне общей ситуации в стране. Вэтом и заключается главный, почти нравственный, смысл введения прогрессивной шкалы. ЕСТЬ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВА? Вместе с рассмотрением всех про и контра прогрессив ной налоговой системы не лишним будет поискать ей аль тернативу. Как еще можно добиться нормального перерас пределения доходов и создать хотя бы видимость социаль ной справедливости? Ведь существует все-таки опасность, что прогрессивная шкала станет бременем не для самых богатых (эти-то как-нибудь да соскочат), а для зарождаю щегося в нечеловеческих муках среднего класса. Главных предложений здесь два. Первое из них - заме на налога на доходы налогом на расходы - неоднократно обсуждалось в массмедиа, но всякий раз забалтывалось с применением запредельной демагогии. В то же время факт того, что расходы человека свидетельствуют о его благосостоянии намного убедительнее доходов, просто неоспорим. Также неоспоримо, что никакой миллиардер из желания обмануть государство не станет перебираться в хрущевку, добираться до офиса на трамвае и покупать на обед «три корочки хлеба». Это предложение хорошо всем, за исключением двух пунктов. Сначала необходимо ввести четкий и безотказно работающий механизм учета расходов каждого физического лица. Но, даже если это и будет сделано, можно не сомневаться: сопротивляться финансовая элита будет с остервенением загнанного в ло- вущку хищника. Вторая инициатива более спокойна и непритязательна. Достаточно довести до ума налоги на недвижимость, иму щество и налог с продаж. Впрочем, последние действия можно с легкостью произвести и в условиях прогрессив ного налогообложения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz