Молодежный вестник. 2011 г.

Молодежный вестник. 2011 г.

о № 13 [5172] / 2011 Какая шкала прогрессивнее? Сегодня каждый россиянин, будь то олигарх или воспитатель детсада, обязан заплатить в бюджет 13 процентов подоходного налога. Объективность ситуации, в которой человек, едва сводящий концы с концами, отдает государству ту же долю своих кровных, что и его реально богатый соотечественник, вызывает сомнения. формы ухода от фискальной ответственности. В любом случае все вышеперечисленное приведет к сокращению доходной части бюджета и, как следствие, к сворачиванию многих социальных программ. Эти аргументы в значительной степени идут вразрез с международным опытом, предлагающим вполне четкое разделение национальных экономик в зависимости от вида налогообложения. Так, во всех странах, относящихся к категории развитых, практикуется прогрессивная систе­ ма, в то время как государства с догоняющей экономикой Поэтому наша область выступила с федеральной ини­ циативой замены плоской системы налогообложения на прогрессивную. По последней процент отчислений с одного человека будет зависеть от его доходов: чем боль­ ше средств он ежемесячно зарабатывает, тем выше его ставка НДФЛ. Разумеется, столь революционное предло­ жение не могло не повлечь за собой напряженной эконо­ мической дискуссии. Способна ли прогрессивная шкала принести пользу или пойдет только во вред? Готова ли российская экономика к серьезным фискальным преоб­ разованиям? Попробуем рассмотреть существующие точ­ ки зрения. УЙДУТ ли КАПИТАЛЫ «В ТЕНЬ»? Противники прогрессивного налогообложения утверж­ дают: никакое, мол, оно не прогрессивное, а агрессивное. Граждане с высоким уровнем дохода (более трех миллио­ нов рублей в месяц и выше) его испугаются, отправят свои капиталы «в тень», освежат в памяти или придумают новые используют строго плоскую. «Им-то что, они развитые, - рассуждают «противники прогресса», - у них и бизнес стоит на ногах куда крепче, и соответствующая традиция укоренилась много лет назад, да и органы, призванные на­ казывать неплательщиков, работают эффективно. У нас же бизнес до сих пор не может понять, кошмарят его или нет, а налоговое ведомство еще не так сильно, чтобы призвать к ответу каждого, кто скажет казне «нет». Возразить на это можно следующее. Во-первых, по дан­ ным Федеральной налоговой службы, за минувшие 10 лет, в течение которых в стране и взимается 13-процентный НДФЛ, его доля в ВВП не превышает 4 процентов. То есть говорить о резком взлете поступлений не приходится. А во-вторых, сомневаться в способностях государства эф­ фективно собирать налоги (а не руководствоваться прин­ ципом «Лучше меньше, но заплатите... ну, пожалуйста») - значит обходиться с ним как с ребенком. В конце концов, самому государству важно проверить свои силы и понять, насколько успешно оно готово бороться за свои интересы ш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz