Молодежный вестник. 2011 г.
о № 13 [5172] / 2011 Какая шкала прогрессивнее? Сегодня каждый россиянин, будь то олигарх или воспитатель детсада, обязан заплатить в бюджет 13 процентов подоходного налога. Объективность ситуации, в которой человек, едва сводящий концы с концами, отдает государству ту же долю своих кровных, что и его реально богатый соотечественник, вызывает сомнения. формы ухода от фискальной ответственности. В любом случае все вышеперечисленное приведет к сокращению доходной части бюджета и, как следствие, к сворачиванию многих социальных программ. Эти аргументы в значительной степени идут вразрез с международным опытом, предлагающим вполне четкое разделение национальных экономик в зависимости от вида налогообложения. Так, во всех странах, относящихся к категории развитых, практикуется прогрессивная систе ма, в то время как государства с догоняющей экономикой Поэтому наша область выступила с федеральной ини циативой замены плоской системы налогообложения на прогрессивную. По последней процент отчислений с одного человека будет зависеть от его доходов: чем боль ше средств он ежемесячно зарабатывает, тем выше его ставка НДФЛ. Разумеется, столь революционное предло жение не могло не повлечь за собой напряженной эконо мической дискуссии. Способна ли прогрессивная шкала принести пользу или пойдет только во вред? Готова ли российская экономика к серьезным фискальным преоб разованиям? Попробуем рассмотреть существующие точ ки зрения. УЙДУТ ли КАПИТАЛЫ «В ТЕНЬ»? Противники прогрессивного налогообложения утверж дают: никакое, мол, оно не прогрессивное, а агрессивное. Граждане с высоким уровнем дохода (более трех миллио нов рублей в месяц и выше) его испугаются, отправят свои капиталы «в тень», освежат в памяти или придумают новые используют строго плоскую. «Им-то что, они развитые, - рассуждают «противники прогресса», - у них и бизнес стоит на ногах куда крепче, и соответствующая традиция укоренилась много лет назад, да и органы, призванные на казывать неплательщиков, работают эффективно. У нас же бизнес до сих пор не может понять, кошмарят его или нет, а налоговое ведомство еще не так сильно, чтобы призвать к ответу каждого, кто скажет казне «нет». Возразить на это можно следующее. Во-первых, по дан ным Федеральной налоговой службы, за минувшие 10 лет, в течение которых в стране и взимается 13-процентный НДФЛ, его доля в ВВП не превышает 4 процентов. То есть говорить о резком взлете поступлений не приходится. А во-вторых, сомневаться в способностях государства эф фективно собирать налоги (а не руководствоваться прин ципом «Лучше меньше, но заплатите... ну, пожалуйста») - значит обходиться с ним как с ребенком. В конце концов, самому государству важно проверить свои силы и понять, насколько успешно оно готово бороться за свои интересы ш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz