Молодежный вестник. 2011 г.

Молодежный вестник. 2011 г.

№ 13 [Б172] / 2011 .'ИСТОРИИ Ь / Ь > Олеся ПОЛЕСОВА Фронтовые наши будни он в рисунках сохранил Многие ветераны Великой Отечественной войны не могут сдержать слез, когда в Музее народного художника СССР Николая Жукова в Ельце видят плакаты с призывами защищать Родину от врага. Эти рисунки настолько полюбились солдатам искренно­ стью выраженных чувств, что стали неотъемлемой частью каждого воинского подразделения в те страшные годы. Большинство привыкло считать их произведениями на­ родного творчества. Представляете, как радовались фрон­ товики при встрече, пусть и заочной, с автором изобра­ жений, поддерживавших в них боевой дух и придававших моральных сил для борьбы с врагом! Удивительный факт: музей Николая Жукова был открыт в 1992 году, в нелегкое для страны время, когда многие по­ добные учреждения, наоборот, закрывались. ГДЕ МОЯ РОДИНА? Родился художник в деревушке, которая исчезла с лица земли при создании Рыбинского водохранилища; боль­ шую часть жизни провел в Москве, но своей малой роди­ ной всегда считал именно Елец, где прошли его детские и юношеские годы. Николай Николаевич часто вспоминал этот город, не раз отмечая, что именно здесь стал опти­ мистом, без чего невозможна его профессия. В 1927 году Жуков уехал в Нижний Новгород учиться в художественно­ промышленном техникуме, а затем, после службы в армии, отправился в столицу. Иллюстрировал книги, среди которых особое место за­ нимали популярные тогда издания о жизни Ленина. Жуков создал более 25 тысяч портретов вождя мировой револю­ ции! Образцом для подражания и для сегодняшних худож­ ников служат плакаты для «Интуриста» из серии «Посетите СССР». Работал в газете «На разгром врага», а затем и в зна­ менитой «Правде». Фронтовым художником он прошел всю Великую Отечественную, встретив победную весну в зва­ нии полковника. Жуков не раз вспоминал, как однажды в мае 1945-го проснулся втри утра от беспорядочной стрель­ бы - ощущалось, что война идет к завершению, и подобных действий никто не ожидал. Оказалось, «тезка» (так Николай Николаевич называл маршала Советского Союза Георгия Жукова) объявил о капитуляции фашистской Германии, и на радостях во всех подразделениях стреляли в воздух. ЭХ, ВОЙНА, ВОЙНА, ВОЙНА... Но война для нашего земляка не завершилась. Художни­ ка ждало еще одно испытание. В 1946 году он был пригла­ шен на знаменитый Нюрнбергский процесс. Сев поближе к месту основного действа, Жуков просто не мог работать: заметив, что их рисуют, фашисты начали позировать, отче­ го терялась естественность. Тогда художник переместился на последний ряд и, вооружившись биноклем (этот пред­ мет, кстати, тоже находится в елецком музее), стал делать наброски. При этом одновременно рисовал несколько объектов, стараясь удержать свои инструменты. Получив­ шиеся изображения - искусство настоящего художника: Жуков не просто сохранил портретную точность участни­ ков процесса, а сумел передать их психологические черты. Помимо ряда работ из этой серии, есть в экспозиции и несколько листовок, которые сбрасывали с самолетов в тыл к немцам с целью показать войну с другой стороны. С одной смотрит на зрителя мать, окруженная толпой ре­ бятишек, просящих хлеба, на другой изображен одиноко стоящий ребенок. Кстати, тема детства для Жукова - одна из самых любимых. У него даже была своя методика изо­ бражения мальчишек и девчонок - как бы из-за угла, не­ заметно, чтобы их ничто не сковывало и не мешало есте­ ственному проявлению чувств и эмоций. КРИТИКА ПО-ИТАЛЬЯНСКИ Жуков всегда хотел побывать в Италии, которая была настоящим Клондайком для вдохновения художников на протяжении многих веков. И однажды нашему земляку представилась возможность отправиться в страну своей мечты - в качестве вознаграждения за реставрацию студи­ ей военных художников имени М. Б. Грекова, которую он возглавлял с 1943 года более 30 лет, полотна кисти Рубо «Бородинская битва», сильно пострадавшего во время войны. Несмотря на предостережения коллег (мол, ита­ льянцы не поймут), Жуков рискнул выставить свои работы по двум темам - детства и войны. Успех был колоссальный, что придало смелости нашему художнику - и он попросил итальянских партизан разрешить ему создать их портреты. Те, в одежде военных лет, позировали Николаю Николае­ вичу прямо в выставочном зале. Но предстояла итоговая пресс-конференция, на которой недоброжелатели таланта с особым интересом ждали заявленного выступления кри­ тика, не жаловавшего творчество Жукова. Слова оппонен­ та наш земляк запомнил на всю жизнь. Критик снял свой доклад с повестки дня мероприятия и сказал огромное спасибо русскому художнику. Ведь тот сделал для Италии то, что должны были сделать его итальянские коллеги, - создал целую галерею портретов героев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz