Молодежный вестник. 2011 г.
№ 13 [Б172] / 2011 .'ИСТОРИИ Ь / Ь > Олеся ПОЛЕСОВА Фронтовые наши будни он в рисунках сохранил Многие ветераны Великой Отечественной войны не могут сдержать слез, когда в Музее народного художника СССР Николая Жукова в Ельце видят плакаты с призывами защищать Родину от врага. Эти рисунки настолько полюбились солдатам искренно стью выраженных чувств, что стали неотъемлемой частью каждого воинского подразделения в те страшные годы. Большинство привыкло считать их произведениями на родного творчества. Представляете, как радовались фрон товики при встрече, пусть и заочной, с автором изобра жений, поддерживавших в них боевой дух и придававших моральных сил для борьбы с врагом! Удивительный факт: музей Николая Жукова был открыт в 1992 году, в нелегкое для страны время, когда многие по добные учреждения, наоборот, закрывались. ГДЕ МОЯ РОДИНА? Родился художник в деревушке, которая исчезла с лица земли при создании Рыбинского водохранилища; боль шую часть жизни провел в Москве, но своей малой роди ной всегда считал именно Елец, где прошли его детские и юношеские годы. Николай Николаевич часто вспоминал этот город, не раз отмечая, что именно здесь стал опти мистом, без чего невозможна его профессия. В 1927 году Жуков уехал в Нижний Новгород учиться в художественно промышленном техникуме, а затем, после службы в армии, отправился в столицу. Иллюстрировал книги, среди которых особое место за нимали популярные тогда издания о жизни Ленина. Жуков создал более 25 тысяч портретов вождя мировой револю ции! Образцом для подражания и для сегодняшних худож ников служат плакаты для «Интуриста» из серии «Посетите СССР». Работал в газете «На разгром врага», а затем и в зна менитой «Правде». Фронтовым художником он прошел всю Великую Отечественную, встретив победную весну в зва нии полковника. Жуков не раз вспоминал, как однажды в мае 1945-го проснулся втри утра от беспорядочной стрель бы - ощущалось, что война идет к завершению, и подобных действий никто не ожидал. Оказалось, «тезка» (так Николай Николаевич называл маршала Советского Союза Георгия Жукова) объявил о капитуляции фашистской Германии, и на радостях во всех подразделениях стреляли в воздух. ЭХ, ВОЙНА, ВОЙНА, ВОЙНА... Но война для нашего земляка не завершилась. Художни ка ждало еще одно испытание. В 1946 году он был пригла шен на знаменитый Нюрнбергский процесс. Сев поближе к месту основного действа, Жуков просто не мог работать: заметив, что их рисуют, фашисты начали позировать, отче го терялась естественность. Тогда художник переместился на последний ряд и, вооружившись биноклем (этот пред мет, кстати, тоже находится в елецком музее), стал делать наброски. При этом одновременно рисовал несколько объектов, стараясь удержать свои инструменты. Получив шиеся изображения - искусство настоящего художника: Жуков не просто сохранил портретную точность участни ков процесса, а сумел передать их психологические черты. Помимо ряда работ из этой серии, есть в экспозиции и несколько листовок, которые сбрасывали с самолетов в тыл к немцам с целью показать войну с другой стороны. С одной смотрит на зрителя мать, окруженная толпой ре бятишек, просящих хлеба, на другой изображен одиноко стоящий ребенок. Кстати, тема детства для Жукова - одна из самых любимых. У него даже была своя методика изо бражения мальчишек и девчонок - как бы из-за угла, не заметно, чтобы их ничто не сковывало и не мешало есте ственному проявлению чувств и эмоций. КРИТИКА ПО-ИТАЛЬЯНСКИ Жуков всегда хотел побывать в Италии, которая была настоящим Клондайком для вдохновения художников на протяжении многих веков. И однажды нашему земляку представилась возможность отправиться в страну своей мечты - в качестве вознаграждения за реставрацию студи ей военных художников имени М. Б. Грекова, которую он возглавлял с 1943 года более 30 лет, полотна кисти Рубо «Бородинская битва», сильно пострадавшего во время войны. Несмотря на предостережения коллег (мол, ита льянцы не поймут), Жуков рискнул выставить свои работы по двум темам - детства и войны. Успех был колоссальный, что придало смелости нашему художнику - и он попросил итальянских партизан разрешить ему создать их портреты. Те, в одежде военных лет, позировали Николаю Николае вичу прямо в выставочном зале. Но предстояла итоговая пресс-конференция, на которой недоброжелатели таланта с особым интересом ждали заявленного выступления кри тика, не жаловавшего творчество Жукова. Слова оппонен та наш земляк запомнил на всю жизнь. Критик снял свой доклад с повестки дня мероприятия и сказал огромное спасибо русскому художнику. Ведь тот сделал для Италии то, что должны были сделать его итальянские коллеги, - создал целую галерею портретов героев.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz