Молодежный вестник. 2011 г.

Молодежный вестник. 2011 г.

N41 (6170) / 2011 Николай РОГОЗИН Плохо видишь? На недавней выставке в Центре творчества детей и юношества, посвященной 50-летию полета Юрия Гагарина в космос, были и пейзажи, и натюрморты, и портреты. И вроде бы гости и завсегдатаи этого места давно привыкли к подобным мероприятиям. Вот только в этот раз все воспринималось немного по-другому. Потому что юными художниками стали воспитанники Липецкой школы-интерната для слепых и слабовидящих детей. Нам, людям здоровым, способность таких ребят изображать на бумаге мир со всеми его деталями кажется чем- то необычным и парадоксальным. А между тем великий импрессионист Клод Моне, как и его последователь Поль Гоген, писал свои картины, не обладая хорошим зрением. Однако созданные ими шедевры украшают самые знаменитые музеи мира. Из со­ временных живописцев, которые пло­ хо видят, наиболее известен Дмитрий Дидоренко. Кто знает, может, через не­ сколько лет кто-нибудь из наших юных земляков - создателей выставки, тоже станет известным художником... А начиналось все с кружка. Когда заслуженный учитель России Вячес­ лав Михайлович Канищев двадцать три года назад пришел в эту школу- интернат, детей не обучали ни рисова­ нию, ни тем более черчению. - Меня сразу это резануло, - вспо­ минает он. - Мало того что ребята плохо видят, их еще и лишили воз­ можности наслаждаться красотой живописи, шанса попробовать свои силы в этом прекрасном искусстве. Сначала решили организовать здесь кружок, а затем меня попросили по­ пробовать провести хотя бы один урок рисования. Ребятам очень по­ нравилось. И уже через полтора года они представили свои работы в об­ ластном выставочном зале. Их уви- дела искусствовед Татьяна Ивановна Нечаева и дала рисункам очень высо­ кую оценку. Всередине 90-х годов мы часто ездили за границу, где выстав­ ляли картины наших детей. Много раз были в столице. Только в этом году участвовали в шести международных выставках. Занятия живописью действитель­ но помогают внимательнее взглянуть на мир и сделать жизнь намного ин­ тереснее. Поэтому рисуют здесь с удовольствием. Шестикласснице Ана­ стасии Куликовой нравится писать картины о природе - в экспозициях девочка участвует со второго класса. А вот одиннадцатилетняя Елена Крут- ских и двенадцатилетняя Екатерина Покусаева предпочитают городские пейзажи за окном. Творческая студия рисования школы-интерната не зря носит назва­ ние «Вдохновение». Это символично, ведь ребятам, ее посещающим, без особого состояния души не обойтись. В творческой мастерской никто не ставит их в определенные рамки. - Если я буду учить детей с плохим зрением академическому рисунку, они «не увидят» результата свое­ го труда. А ведь у этих ребят очень тонкая душевная организация, и они могут замкнуться в себе, перестать рисовать. Именно поэтому даю им полную свободу в самовыражении на холсте. Главное, чтобы дети были раскрепощены, - заключает Вячеслав Канищев. Результат доказывает правоту пе­ дагога. Многие люди, имея стопро­ центное зрение, так и не научились рисовать. А его воспитанники год за годом своим необычным и интерес­ ным творчеством показывают нам, что плохо видеть еще не значит не уметь рисовать.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz