Молодежный вестник. 2011 г.

Молодежный вестник. 2011 г.

№ 1 [Ы бО ] / 2011 # Ирина ПЛЕТНЕВА Преданья старины глубокой, дошедшие до наших дней На пороге вашей квартиры уже появлялись дети, требующие сладостей взамен на свои стихи? Между прочим, это традиция, уходящая корнями в далекое прошлое. святки Святками называют­ ся двенадцать дней по­ сле Рождества (7 января) до Крещения (19 января), освященные приходом в мир Иисуса Христа. В пер­ вые дни празднества по традиции принято посе­ щать знакомых, друзей и близких, преподносить по­ дарки в воспоминание о да­ рах, принесенных волхвами Богомладенцу. В Святки даже цари, переодетые в простолюди­ нов, посещали тюрьмы и давали заключенным мило­ стыню. Имеющие достаток люди отправлялись в прию­ ты и больницы. КОЛЯДКИ Особой традицией Свя­ ток на Руси было колядо­ вание, или славление. Мо­ лодежь или дети, нарядив­ шись, ходили по дворам с большой самодельной звездой, исполняя церков­ ные песнопения и духов­ ные песни-колядки, посвя­ щенные Рождеству Христо­ ву. Обычай колядования был распространен повсе­ местно, но в разных райо­ нах страны он имел свои особенности. Так, на севере называли колядою сам Рож­ дественский сочельник, а колядованием - обряд хож­ дения от дома к дому с по­ здравлениями и песнями. В Новгородской области колядой звались получае­ мые подарки, а на юге - сам праздник Рождества и даже все Святки. У белорусов ко­ лядовать означало славить Христа, а на Смоленщине - побираться, просить ми­ лостыню. Большинство этих значений сохранилось и до наших дней. ПОСИДЕЛКИ Колядовали на Святки повсеместно, как в селах, так и в городах. Известно, что в этом обряде прини­ мал участие даже Петр Ве­ ликий. Тех же, кто от него уклонялся, приказывал бить плетьми. Когда-то по селам Мо­ сковской губернии возили на санях Коляду - девицу, одетую поверх шубы в бе­ лую рубаху, и пели: «Уроди­ лась Коляда накануне Рож­ дества...», Но уже к началу XX века праздничные дей­ ства свелись к минимуму. В первую святочную ночь колядовала обычно моло­ дежь. Парни и девушки шли по улицам веселой гурьбой, неся на шесте зажженный фонарь в виде звезды или вырезанный из картона до­ мик с горящей внутри све­ чой. Заходили в дома, где горел свет, пели колядки, в которых славили хозяина и всю его семью, за что по­ лучали в награду угощение или деньги. Такие обходы проводи­ лись трижды - в сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Уже после первого, рож­ дественского, обхода до­ мов молодежь собиралась в заранее подготовленной избе на посиделки, где устраивалась пирушка. На стол выкладывалось все, чем одарили щедрые хозяе­ ва, а на подаренные деньги покупалось спиртное. По­ сле застолья начинались игрища, гадания, хороводы. РЯЖЕНИЕ Хождение ряжеными - отличительная черта всего праздника Святок, Едва на­ ступал первый святочный день, на улицах появлялись ряженые - детвора. Вече­ рами на игрищах плясали и «представлялись» взрос­ лые. Представляться - зна­ чит выдавать себя за кого- то другого. В основе этого, видимо, лежало желание взглянуть на себя со сто­ роны, превратившись на время в свою противопо­ ложность. Не случайно де­ вицы любили наряжаться в мужское платье, а парни - в женское. Комический эффект достигался в таких случаях несоответствием наряда и поведения. Рядились и всевозмож­ ной нечистью. Одеваясь чертом, например, человек как бы отмежевывался от всего дурного в себе, кон­ центрировал в «выверну­ том» образе всю свою «чер­ товщину», чтобы избавить­ ся от нее, сбросив наряд. Маска-личина - древней­ шая святочная принадлеж­ ность. На куске березовой коры вырезались отвер­ стия для глаз, рта и носа, крепили бороду, брови и усы из льна, пришивали бе­ рестяной же нос, свеклой румянили щеки. Наиболее выразительные личины ча­ сто хранились до следую­ щих Святок. Вних не было последова­ тельности и порядка, при­ сущих другим продолжи­ тельным народным празд­ никам. Самый застенчивый смело топал ногами и пред­ ставлялся, самый бесталан­ ный мог поплясать. Каждый веселился сам и развлекал других. В этой беспорядоч­ ности и заключалась глав­ ная стилевая особенность Святок. ГАДАНИЕ Ворожба особенно увле­ кала детей и девиц на выда­ нье, которые гадали на су­ женого. В Святки странным образом все вокруг приоб­ ретало особый смысл, ниче­ го не казалось случайным. Загадывали на самые не­ значительные мелочи, лю­ бая деталь превращалась в примету, в предвестника чего-то определенного. Результаты гадания ред­ ко совпадали с последую­ щей действительностью. Но его ход волновал даже ни во что не верящих, отвечая какой-то неясной для нас человеческой потребности.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz