Молодежный вестник. 2011 г.

Молодежный вестник. 2011 г.

№ 7 (6 1 6 6 )/ 2 0 1 1 ваю понятия образа и реального про­ странства. Пражская церковь Святого Николая - это и есть один из самых ранних зрительных образов, связан­ ных с эпохой раннего барокко. Можно сказать, дань детским впечатлениям, в первую очередь от книг и прекрас­ ного альбома Карела Плицки. До сих пор думаю, что, несмотря на большое количество молодых фотохудожников и их старших коллег, пражские работы Плицки - это лучшие архитектурные фотографии XX столетия. Он снимает не себя в городе, а сам город, где всег­ да чувствуется незримое присутствие тонкого, знающего и очень хорошо чувствующего архитектуру человека. На мой взгляд, чешские фотографы вообще держат высокую жанровую планку, потому что их работы такой разной столицы всегда выразительны и нечрезмерно описательны. В них есть пространство для домысливания. Для меня Прага - еще и концен­ трированное выражение духа города, умеющего сохранить свою значимость, несмотря ни на какие исторические перипетии. Она пережила многое, хотя и не была разрушена во время Второй мировой войны, что само по себе редкий случай, да и события 1968 года незначительно ее повредили. И сегодня люди находят там некую точку внутреннего равновесия. Существуют европейские города, которые зачаро­ вывают, много тех, что притягивают... Прага - домашняя, уютная, она очень «масштабная» человеку. А ведь момент масштабности города очень важен. Она не давит своим архитектурным величием и грандиозностью, хотя там огромное количество значимых объ­ ектов. И человек в ней никогда не ста- нет случайной стаффажной фигурой. Она сама приглашает к диалогу, и тут уже выбор за вами, в каком направле­ нии и с какими объектами его вести. - Например, с Танцующим до­ мом, - вспоминаю я удивительное «аморфное» здание, столь популяр­ ное у туристов. - Кстати, как вы счи­ таете, удачно ли оно вписывается в облик города или все-таки портит картину? - Безусловно, это очень удачная на­ ходка, - отмечает Андрей Рюрикович. - Здание эпохи постмодернизма, когда стало возможно выражать юмор и ар­ хитектурными средствами. Ни барокко, ни классицизм, ни готика на такое не были способны. Но поскольку Прага очень форматна человеку, она делает такое соседство естественным. И потом, город не может быть музеем, это в пер­ вую очередь среда обитания, в данном случае - пример большого такта, чув­ ства вкуса и понимания «интонации». Танцующий дом в Праге - две ци­ линдрические части здания, в шутку называемые «Джинджер и Фред». Рез­ ко контрастирует с соседствующим цельным архитектурным комплексом рубежа XIX—XX веков. Это офисный центр, в котором располагаются не­ сколько международных компаний. На крыше находится французский ресто­ ран с видом на столицу Чехии. Вопрос коллеги с телевидения: - С каким лицом нужно творить ис­ кусство? - С лицом, которое не вызывает чувства отвращения у самого себя. Мы подходим к заинтересовавшей меня работе «Сон Гофмана», и разго­ вор заходит о тех самых подтекстах, с которых я начинала рассказ о выстав­ ке Ломоносова. - Образ творчества Гофмана здесь можно считать импульсом, - поясня­ ет Андрей Рюрикович. - Название, разумеется, дань формату выставки. Я вообще думаю, что называть работы нужно только в случае крайней необ­ ходимости. - В любом случае у каждого зри­ теля возникнет свое название, рав­ но как и личностно окрашенный ас­ социативный ряд... - Совершенно верно. Мне очень близки тысячекратно повторяемые слова Иосифа Бродского из его нобе­ левской речи: «Если искусство и спо­ собно чему-то научить человека, то это отдельности человеческого суще­ ствования». Уникальная возможность любого занимающегося творчеством - вступить в диалог с каждым зрите­ лем и слушателем. Поэтому я предпо­ читаю ставить многоточие, оставляя пространство для размышлении. К слову, в экспозиции есть работа, которая так и называется: «Диалог». Поверьте, там есть над чем задуматься. О ЮМОРЕ В ЖИЗНИ И ПРОСТРАНСТВЕ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ Изменения, адекватные времени, постоянно происходят не только в городах. Это - следствие. Меняются люди, становясь... нет, не лучше или хуже, просто другими. А что-то остает­ ся в нас неизменным. В работах Анд­ рея Ломоносова изрядная доля юмо­ ра присутствовала всегда. - Приятно, что вы это обнаружили, - замечает он. - Человек, занимаю­ щийся искусством и лишенный доли самоиронии, производит довольно горестное впечатление. Как говорил премьер-министр Великобритании лорд Биконсфилд: «Жизнь - слишком серьезная штука, чтобы относить­ ся к ней серьезно». А в искусстве это вдвойне актуально. Авторы проекта Танцующего дома - архитектор из Хорватии Владо Милунич и канадец Фрэнк Гери. Строительство велось с 1994 по 1996 год. Сооружение появилось на месте разрушенного в ходе бом­ бардировки Праги американской авиацией здания, построенного в стиле неоклассицизма в конце XIX века. Идея возведения нового дома на месте руин, портящих лицо го­ рода вплоть до 1960-х, принадлежит Вацлаву Гавелу, бывшему президен­ ту Чехии, который на протяжении многих лет проживал по соседству. Он лично курировал строительство.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz