Молодежный вестник. 2011 г.
ВЕРНИС АЖ № 7 [6166] / 2011 Екатерина ЛЁВИНА «Я предпочитаю ставить многоточие...» Принято считать, что каждый художник, поэт, музыкант, да любой человек искусства обязательно что-то кому-то хотел доказать, кого-то в чем-то убедить или переубедить. И вот толпы зрителей и слушателей начинают упорно выискивать несуществующие подтексты, «выкапывать» тайные смыслы, проводить ложные параллели. Нет, все эти параллели, разумеется, есть. Только вот «копают» по большей части не в том направлении. И в день открытия выставки Андрея Ломоносова на очередной вопрос, кому и что он хотел сказать своими работами, автор ответил фразой замечательного танцовщика XX века Фреда Астора: «Я ничего не хочу доказывать своим танцем, я просто танцую». оа о О ГОРОДЕ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ Сказать, что Андрея Рюриковича в Липецке знают и любят, - по сути, не сказать ничего. Его обожают студенты, уважают коллеги, им восхищаются и слушают затаив дыхание. Кажется, что ни спроси, ответит. Недаром в мою студенческую бытность однокурс ники с придыханием рассказывали, что в детстве вместо сказок он читал толстенные тома энциклопедий и не только великолепно знает несколько иностранных языков, но и пишет на них стихи! «Не много ли комплимен тов?» - спросит читатель. Отнюдь. Да и не комплименты это, а факты. Многогранная натура? Факт. Историк, поэт, переводчик, искусствовед? Тоже факт. А тем, кто захочет узнать этого удивительного человека еще и как изящного графика, прямая дорога в областной выставочный зал, что на улице Ленина. На мой взгляд, довольно стран но, что это его первая персональная выставка здесь, в Липецке. Почему странно? Так ведь они уже проходили в Вильнюсе, Варшаве, Париже. Работы экспонировались в Москве и Санкт- Петербурге (на выставке к 300-летию Северной столицы), в Калуге и Мур манске. Ему близки темы книжной иллюстрации, архитектуры и образа города, это чувствуется с первых же минут. - Даже при беглом осмотре мгно венно «цепляешься» взглядом за изображения Вильнюса и Праги, - делюсь я с Андреем Рюрикови чем первым впечатлением. - Сразу возникает мысль, что не просто так им посвящены сразу несколько из представленных здесь работ. Чем эти места так значимы для вас? - В Вильнюсе я провел много вре мени, там живут мои друзья, и вот уже около 30 лет почти каждое лето я езжу к ним в гости, - поясняет мой собеседник. - Он всегда в каком-то смысле останется для меня Городом с большой буквы, который сыграл зна чительную роль и в моем духовном развитии, и в человеческих привя занностях. Он очень дорог мне, пото му что блистателен с архитектурной точки зрения, несет в себе ощущение европейской культуры, «уходящей», всего лучщего, что в ней есть. Виль нюс - столица в хорошем понимании этого слова и в то же время город глу боко провинциальный, сохранивший атмосферу жизни уже исчезающей европейской столицы. К тому же он крайне интересен мне как историку, поскольку вырос на стыке польской, литовской, еврейской, белорусской культур. Город, сохраняющий удиви тельное ощущение диалога. Мне показалось очень любопыт ным выражение «зрительные пятна», которым Андрей Рюрикович обозна чил вильнюсские работы с выставки. Надо заметить, у него их более трех сот, целый цикл. Хочется надеяться, что мы когда-нибудь увидим их от дельной выставкой. О ДИАЛОГЕ С ПРАГОЙ И ТАНЦУЮЩЕМ ДОМЕ - В таком случае что для вас Пра га? Какой диалог вы ведете с ней? - Очень интересный вопрос... - Ломоносов на пару секунд заду мывается. - Дело в том, что чешская культура мне не близка, не в пример польской. Пожалуй, Прага - образ, утвердившийся в культуре конца XIX - начала XX веков, и связанные с ним ассоциации. Как видите, я разграничи-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz