Молодежный вестник. 2011 г.

Молодежный вестник. 2011 г.

ВЕРНИС АЖ № 7 [6166] / 2011 Екатерина ЛЁВИНА «Я предпочитаю ставить многоточие...» Принято считать, что каждый художник, поэт, музыкант, да любой человек искусства обязательно что-то кому-то хотел доказать, кого-то в чем-то убедить или переубедить. И вот толпы зрителей и слушателей начинают упорно выискивать несуществующие подтексты, «выкапывать» тайные смыслы, проводить ложные параллели. Нет, все эти параллели, разумеется, есть. Только вот «копают» по большей части не в том направлении. И в день открытия выставки Андрея Ломоносова на очередной вопрос, кому и что он хотел сказать своими работами, автор ответил фразой замечательного танцовщика XX века Фреда Астора: «Я ничего не хочу доказывать своим танцем, я просто танцую». оа о О ГОРОДЕ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ Сказать, что Андрея Рюриковича в Липецке знают и любят, - по сути, не сказать ничего. Его обожают студенты, уважают коллеги, им восхищаются и слушают затаив дыхание. Кажется, что ни спроси, ответит. Недаром в мою студенческую бытность однокурс­ ники с придыханием рассказывали, что в детстве вместо сказок он читал толстенные тома энциклопедий и не только великолепно знает несколько иностранных языков, но и пишет на них стихи! «Не много ли комплимен­ тов?» - спросит читатель. Отнюдь. Да и не комплименты это, а факты. Многогранная натура? Факт. Историк, поэт, переводчик, искусствовед? Тоже факт. А тем, кто захочет узнать этого удивительного человека еще и как изящного графика, прямая дорога в областной выставочный зал, что на улице Ленина. На мой взгляд, довольно стран­ но, что это его первая персональная выставка здесь, в Липецке. Почему странно? Так ведь они уже проходили в Вильнюсе, Варшаве, Париже. Работы экспонировались в Москве и Санкт- Петербурге (на выставке к 300-летию Северной столицы), в Калуге и Мур­ манске. Ему близки темы книжной иллюстрации, архитектуры и образа города, это чувствуется с первых же минут. - Даже при беглом осмотре мгно­ венно «цепляешься» взглядом за изображения Вильнюса и Праги, - делюсь я с Андреем Рюрикови­ чем первым впечатлением. - Сразу возникает мысль, что не просто так им посвящены сразу несколько из представленных здесь работ. Чем эти места так значимы для вас? - В Вильнюсе я провел много вре­ мени, там живут мои друзья, и вот уже около 30 лет почти каждое лето я езжу к ним в гости, - поясняет мой собеседник. - Он всегда в каком-то смысле останется для меня Городом с большой буквы, который сыграл зна­ чительную роль и в моем духовном развитии, и в человеческих привя­ занностях. Он очень дорог мне, пото­ му что блистателен с архитектурной точки зрения, несет в себе ощущение европейской культуры, «уходящей», всего лучщего, что в ней есть. Виль­ нюс - столица в хорошем понимании этого слова и в то же время город глу­ боко провинциальный, сохранивший атмосферу жизни уже исчезающей европейской столицы. К тому же он крайне интересен мне как историку, поскольку вырос на стыке польской, литовской, еврейской, белорусской культур. Город, сохраняющий удиви­ тельное ощущение диалога. Мне показалось очень любопыт­ ным выражение «зрительные пятна», которым Андрей Рюрикович обозна­ чил вильнюсские работы с выставки. Надо заметить, у него их более трех­ сот, целый цикл. Хочется надеяться, что мы когда-нибудь увидим их от­ дельной выставкой. О ДИАЛОГЕ С ПРАГОЙ И ТАНЦУЮЩЕМ ДОМЕ - В таком случае что для вас Пра­ га? Какой диалог вы ведете с ней? - Очень интересный вопрос... - Ломоносов на пару секунд заду­ мывается. - Дело в том, что чешская культура мне не близка, не в пример польской. Пожалуй, Прага - образ, утвердившийся в культуре конца XIX - начала XX веков, и связанные с ним ассоциации. Как видите, я разграничи-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz