Молодежный вестник. 2011 г.

Молодежный вестник. 2011 г.

№7 (5166)/2011 ^А СОБСТВЕННОМ ОПЫ ТЕ |\/к> Неожиданно сзади раздается голос: «Что, товарищи педагоги, обсуждаете первый рабочий день?» Это Лариса Леонидовна Москвина, преподава­ тель русского языка и литературы гимназии, пришла узнать о мораль­ ном состоянии начинающих учителей после дебюта. - Ничего, у страха, как говорится, глаза велики, - улыбается Саша. - Да, не так страшен черт, как его малюют, - подтверждает кто-то из де­ вочек. - Это - филфак! - глубокомысленно замечает молодой педагог с ЕГФ и вы­ ходит из учительской. Ура, наш дебют состоялся! «ОБЫКНОВЕННЫЕ ШКОЛЬНЫЕ БУДНИ» Говорят, самое сложное в любом деле - начать, и я полностью согласна с этим утверждением. Начало нашей педагогической деятельности было положено, так что с того дня мы ак­ тивно включились в процесс образо­ вания. Не знаю, кто придумал фразу «обыкновенные школьные будни», но она точно не отражает всего эн­ тузиазма и делового настроя моих подруг. Каждый день мы оставались после уроков, готовили с детьми вне­ классные мероприятия, проверяли сочинения. Мне особенно запомни­ лась работа одной пятиклассницы. Девочка писала о том, легко ли людям прощать друг друга. «Размышляя над словом «прощение», - пишет она, - я задаю себе вопрос: как простить пре­ ступников, которые убивают невин­ ных людей, издеваются над ними? Не могу в душе простить их поступки, хотя, может, они и сами не знают, что ими двигало в те минуты». Сложно представить, что ребенок способен так по-взрослому размыш­ лять о столь серьезных вещах. Мож­ но было даже предположить, что ему помогали родители, если бы я сама не задала написать сочинение в классе. Когда ученик доверяет тебе свои мысли, это дорогого стоит, и я думаю, каждая из нас была бы рада вести в гимназии уроки до конца учебного года, но все на свете когда-нибудь за­ канчивается. Пришла пора и нам про­ ститься с ребятами. Я тогда шла по ко­ ридору и думала, что через несколько дней мы опять станем обычными сту­ дентами, переписывающими друг у друга конспекты и боящимися сессии. На всю жизнь запомню как свой пер­ вый, так и последний «практический» день, когда, гуляя по школе, стала не­ вольным свидетелем разговора двух педагогов. - Представляете, пятые и шестые классы вчера олимпиаду по русскому языку написали, и она должна быть проверена к завтрашнему дню. А в 6 «Б» скоро викторина по рассказам Че­ хова, я хотела изменить некоторые за­ дания. Как все успеть?.. - И я не знаю, что делать. Одиннад­ цатиклассники уже неделю просят проверить сочинения по роману «Ма­ стер и Маргарита», но у меня не хвата­ ет времени. А через два дня нужно вы­ ставить ученикам предварительную аттестацию и сдать отчет по питанию. - Да, отдавать себя детям - это одно, а бумажной волоките - совсем другое. Наверное, в этих словах вся суть трагедии преподавания в современ­ ной школе. И теперь, когда мы сами узнали, как трудно работать с детьми, улаживать конфликты на уроке и вне его, мне хочется поклониться настав­ никам, которые учили и учат нас. даже самому отъявленному хулигану, никогда не пришло бы в голову оскор­ бить преподавателя. Вспомните сцену из фильма «Девчата», когда пожилая учительница делает строгий выговор Федору Егорову, ученику вечерней школы, по поводу того, что он никак не бросит курить: - Ай-ай-ай, Егоров! - А что, Марья Гавриловна? - Мне кажется, в седьмом классе вы не курили. - Курил, Марья Гавриловна, - вино­ вато отвечает Федор. - Ведь никотин - это яд! - Да? Спасибо, Марья Гавриловна! До свидания! Сегодня такой разговор кажется не­ реальным. Справедливое замечание педагога и уважительное отношение к нему ученика - ничего сверхъесте­ ственного. А что происходит сейчас? Вполне закономерные требования Вы не представляете себе, какой огромный объем работы сегодня при­ ходится выполнять педагогу: он одно­ временно должен быть психологом, администратором, клерком, бухгалте­ ром... Список можно продолжать бес­ конечно. И ЧТО в ОТВЕТ? В одном методическом пособии я прочитала, что учитель, прежде чем объяснять детям новый материал, должен морально подготовить их к этому. Интересно, в чем будет заклю­ чаться эта подготовка и сколько она займет времени? Почему-то раньше никто не говорил о таких вещах, как микроклимат в классе или психологи­ ческий комфорт на уроке, тем не ме­ нее наша система образования была лучшей в мире, и никакому ученику. учителей воспринимаются в штыки, а проверка домашнего задания превра­ щается в фарс. Но ведь педагог - это не обслужи­ вающий персонал. Его первостепен­ ная задача - давать детям новые зна­ ния и помогать их усваивать. А в ответ на эту помощь он вправе рассчиты­ вать на уважительное и доверитель­ ное отношение. Об этом мы часто го­ ворим на лекциях по педагогике. И я надеюсь, что студентам нашего курса удастся перенять опыт преподавания у наших наставников и стать для них надежной опорой, потому что теперь я точно знаю: нет ничего прекраснее ребенка, бойко отвечающего урок, неуверенных строчек, написанных в тетради крупным детским почерком, и учителя, взволнованно объясняющего что-то своему ученику.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz