Молодежный вестник. 2011 г.

Молодежный вестник. 2011 г.

подмостки № 5 [6164] / 2011 Ольга ШКАТОВА Банально? Нисколько. По радио и телевидению только об этом и говорят. А чем театр хуже? Ничем. Наоборот, лучше, потому что там про жизнь рассказывает сам Чехов. Узнав о том, что Сергей Бобровский снова взялся за Антона Павловича, я подумала, это счастливое совпадение - давно сложившаяся традиция ли­ пецкого театра и стремление режис­ сера ставить философские спектакли. Подбирая материал для традицион­ ного фестиваля «Мелиховская весна», Бобровский остановился на повести «Моя жизнь». - Эта вещь поразила меня тем, что, написанная сто лет назад, остается очень современной, - утверждает ре­ жиссер. Я НАЗЫВАЮ ЕГО СТАЛКЕРОМ Почему Бобровский проводит ана­ логию с героем братьев Стругацких, ожившим в известном фильме Тар­ ковского? По его мнению, такие люди, как Мисаил Чехова, редки, как святые. Он ищет приложение своим силам и, преодолевая непонимание и презре­ ние, находит единственно возможный для него путь - жить на собственный заработок. Сын дворянина отказывается от привычной обеспеченной жизни и становится обыкновенным маляром. Таким образом, в центре внимания оказывается молодой человек, ищу­ щий свой путь. Его прадед был офи­ цером, дед-профессор преподавал, отец, главный архитектор города, настаивает, чтобы и сын занялся до­ стойным делом. Но Мисаил нарушает семейную традицию. От отцовского деспотизма страдает и сестра Клеопатра, но и та покидает отчий дом. Судьба девушки трагична. - Она идет путем любви и обрета­ ет свободу на краю гибели, - расска­ зывает режиссер. - Чехов не говорит прямо, отчего умерла Клеопатра. Но мы понимаем, что герои живут в уни­ чтожающем пространстве, где царит ограниченное, рабское, зависимое, завидующее мещанское сознание. События развиваются в маленьком провинциальном городке, где все, как и сейчас, построено на взятках, кумов­ стве, претензии на духовность. Нор­ мальный человек задыхается в этом бездушном пространстве. Но герои выбираются из рабства, становятся независимыми от мнения городского общества. МАЛЕНЬКАЯ ПОЛЬЗА Так называют в повести Мисаила, живущего по глубоко нравственным принципам, не выставляющего себя напоказ. В любой ситуации он сохра­ няет внутренний строй духа, цель­ ность натуры и свободу. Основная масса людей плывет по течению и идет на компромиссы. Этот же разво­ рачивается на сто восемьдесят граду­ сов, вызывая непонимание и со сторо­ ны дворян, и со стороны низшего со­ словия. Он видит и жестокие нравы, и необразованность простых людей, но тянется к ним, потому что, по его мне­ нию, есть в мужике настоящий стер­ жень, на котором все держится. - В понимании Чехова «маленькая польза» - это духовный труд, который остается невидимым для мира, - объ­ ясняет Бобровский. - Наш мир держит­ ся на пиаре, звездности, достижениях. Мы замечаем только тех, о ком пишут газеты и рассказывает телевидение. Подлинные же герои далеки от такой суеты. Мисаил - пример для тех, кто хочет изменить свою жизнь, что смыка­ ется с хорошо известной фразой писа­ теля: «...выдавливать по капле из себя раба...». Герой это делает, освобожда­ ясь от условностей и стереотипов. ИЗ ТОСКИ п о ИДЕАЛУ - Думаю, Чехов понимал, что мир нельзя изменить, - замечает режис­ сер, - но тосковал по идеалу и созда­ вал таких героев. Именно из тоски по идеалу возникает желание противо­ стоять той обстановке, в которой жи­ вешь. Но нельзя всю вину валить на время, оно все то же, да и сейчас не обостренно сложное. Начать менять­ ся можно только самому, не изменяя мир. Это самое сложное - творить суд над собой, «выдавливать из себя раба». НЕТ ОСОБЫХ РЕЖИССЕРСКИХ ХОДОВ Зато есть история, которая должна быть рассказана сердцем. Именно по­ этому Бобровский создает спектакль для малой сцены. Зрители разместят­ ся непосредственно в зоне действия актеров, а это почти вся труппа. Зна­ чит, не пропустят ни одной важной мелочи. Впрочем, у этого режиссера мелочей не бывает. - Спектакль для тех, кто хочет из­ менить свою жизнь, - утверждает он. - Сытые и довольные не читают книг, не думают о духовной составляющей, да и в театр вряд ли ходят. Наверное, вот такие, сытые и черес­ чур умные, предлагают убрать урок литературы из старшей школы, чтобы дети не имели возможности читать Чехова и Толстого, не задумывались о том, что из себя представляют и что у человека должен быть внутренний мир, а не только сотовый телефон, Интернет и деловые партнеры. А ког­ да дети вырастут, им уже станет не до того.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz