Молодежный вестник. 2011 г.
подмостки № 5 [6164] / 2011 Ольга ШКАТОВА Банально? Нисколько. По радио и телевидению только об этом и говорят. А чем театр хуже? Ничем. Наоборот, лучше, потому что там про жизнь рассказывает сам Чехов. Узнав о том, что Сергей Бобровский снова взялся за Антона Павловича, я подумала, это счастливое совпадение - давно сложившаяся традиция ли пецкого театра и стремление режис сера ставить философские спектакли. Подбирая материал для традицион ного фестиваля «Мелиховская весна», Бобровский остановился на повести «Моя жизнь». - Эта вещь поразила меня тем, что, написанная сто лет назад, остается очень современной, - утверждает ре жиссер. Я НАЗЫВАЮ ЕГО СТАЛКЕРОМ Почему Бобровский проводит ана логию с героем братьев Стругацких, ожившим в известном фильме Тар ковского? По его мнению, такие люди, как Мисаил Чехова, редки, как святые. Он ищет приложение своим силам и, преодолевая непонимание и презре ние, находит единственно возможный для него путь - жить на собственный заработок. Сын дворянина отказывается от привычной обеспеченной жизни и становится обыкновенным маляром. Таким образом, в центре внимания оказывается молодой человек, ищу щий свой путь. Его прадед был офи цером, дед-профессор преподавал, отец, главный архитектор города, настаивает, чтобы и сын занялся до стойным делом. Но Мисаил нарушает семейную традицию. От отцовского деспотизма страдает и сестра Клеопатра, но и та покидает отчий дом. Судьба девушки трагична. - Она идет путем любви и обрета ет свободу на краю гибели, - расска зывает режиссер. - Чехов не говорит прямо, отчего умерла Клеопатра. Но мы понимаем, что герои живут в уни чтожающем пространстве, где царит ограниченное, рабское, зависимое, завидующее мещанское сознание. События развиваются в маленьком провинциальном городке, где все, как и сейчас, построено на взятках, кумов стве, претензии на духовность. Нор мальный человек задыхается в этом бездушном пространстве. Но герои выбираются из рабства, становятся независимыми от мнения городского общества. МАЛЕНЬКАЯ ПОЛЬЗА Так называют в повести Мисаила, живущего по глубоко нравственным принципам, не выставляющего себя напоказ. В любой ситуации он сохра няет внутренний строй духа, цель ность натуры и свободу. Основная масса людей плывет по течению и идет на компромиссы. Этот же разво рачивается на сто восемьдесят граду сов, вызывая непонимание и со сторо ны дворян, и со стороны низшего со словия. Он видит и жестокие нравы, и необразованность простых людей, но тянется к ним, потому что, по его мне нию, есть в мужике настоящий стер жень, на котором все держится. - В понимании Чехова «маленькая польза» - это духовный труд, который остается невидимым для мира, - объ ясняет Бобровский. - Наш мир держит ся на пиаре, звездности, достижениях. Мы замечаем только тех, о ком пишут газеты и рассказывает телевидение. Подлинные же герои далеки от такой суеты. Мисаил - пример для тех, кто хочет изменить свою жизнь, что смыка ется с хорошо известной фразой писа теля: «...выдавливать по капле из себя раба...». Герой это делает, освобожда ясь от условностей и стереотипов. ИЗ ТОСКИ п о ИДЕАЛУ - Думаю, Чехов понимал, что мир нельзя изменить, - замечает режис сер, - но тосковал по идеалу и созда вал таких героев. Именно из тоски по идеалу возникает желание противо стоять той обстановке, в которой жи вешь. Но нельзя всю вину валить на время, оно все то же, да и сейчас не обостренно сложное. Начать менять ся можно только самому, не изменяя мир. Это самое сложное - творить суд над собой, «выдавливать из себя раба». НЕТ ОСОБЫХ РЕЖИССЕРСКИХ ХОДОВ Зато есть история, которая должна быть рассказана сердцем. Именно по этому Бобровский создает спектакль для малой сцены. Зрители разместят ся непосредственно в зоне действия актеров, а это почти вся труппа. Зна чит, не пропустят ни одной важной мелочи. Впрочем, у этого режиссера мелочей не бывает. - Спектакль для тех, кто хочет из менить свою жизнь, - утверждает он. - Сытые и довольные не читают книг, не думают о духовной составляющей, да и в театр вряд ли ходят. Наверное, вот такие, сытые и черес чур умные, предлагают убрать урок литературы из старшей школы, чтобы дети не имели возможности читать Чехова и Толстого, не задумывались о том, что из себя представляют и что у человека должен быть внутренний мир, а не только сотовый телефон, Интернет и деловые партнеры. А ког да дети вырастут, им уже станет не до того.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz