Молодежный вестник. 2011 г.

Молодежный вестник. 2011 г.

№ 5 [6164] / 2011 Олеся БОЛЫШОВА Прогулки по Ельцу Впервые в Елец я попала лет десять назад. Приехавшие на каникулы друзья-студенты, видимо взгрустнувшие по родному краю, предложили погулять по улицам какого- нибудь города Липецкой области. Выбор пал на Елец, в который мы влюбились с первого взгляда. И даже тридцатиградусный мороз не смог отвлечь нас от обаяния этого места, прекрасного в любое время года. Недаром публицист Владимир Турбин называл его «заколдованным городом, о котором Россия не может не помнить». ДЫШАТ ИСТОРИКИ УЛИЦЫ Кажется, каждому угол­ ку здесь есть что поведать любопытному путешествен­ нику. Впрочем, это и неуди­ вительно: впервые в лето­ писях Елец упомянут в 1146 году, на год раньше Москвы. Очень приятно видеть двойные названия улиц - новые и исторические: Ор­ джоникидзе - бывшая Воро­ нежская, Ленина - бывшая Манежная, Мира - бывшая Торговая. Даже если не хо­ чешь думать о прошлом, эти надписи все равно вовлекут в мысли о нем. Уже с вокзала можно начинать читать эту открытую книгу истории. Железная дорога появи­ лась здесь в 1868 году, ког­ да предприимчивые купцы поняли, какую прибыль им сулит этот вид транспорта, и настояли, чтобы через их город проходила ветка. Кстати, первое в стране же­ лезнодорожное училище появилось именно в Ельце. До этого специалистов тако­ го профиля привозили из-за границы, причем за боль­ шие деньги. Каракумский мост тоже стал своеобразной вехой. До 1933 года (он создан именно тогда для авто­ пробега Москва - Кара- кум - Москва, призванного продемонстрировать вы­ носливость отечественной техники) мосты в городе были наплавные и их по­ стоянно смывало бурным потоком весенней Быстрой Сосны. Кстати, в 1943 году Каракумский сыграл важ­ ную стратегическую роль: по нему успели пропустить наши тяжелые танки для участия в Курской битве. А за мостом еще одна наша гордость: рядом со стелой в честь защитников города и страны воспро­ изведен кусок знаменитой надписи на Рейхстаге «Мы из Ельца», сделанный вес­ ной 1945-го. В жемчужине Серебряного кольца России немало памятников, посвя­ щенных ратной славе зем­ ляков. А недавно в центре появилась еще одна стела - свидетельство о том, что Елец получил звание «Город воинской славы». И СЛЫШЕН ЗВОН КОЛОКОЛОВ Здесь более 200 памят­ ников истории и архитекту­ ры, причем 90 из них - реги­ онального и федерального значения. Но особый коло­ рит Ельцу придают даже не эти здания, не резные избы, не знаменитый кружевной промысел, а многочислен­ ные церкви. Кстати, в свое время не хватило одного храма, чтобы город стал губернским. Церковь Ми­ хаила Архангела на улице Октябрьской и ее высокую колокольню не раз вспоми­ нал Иван Бунин, сравнивая по силе впечатлений с пи­ рамидами Хеопса. Самый величественный - Возне­ сенский собор - строился целых 44 года по проекту архитектора К. Тона, автора храма Христа Спасителя в Москве. Церковь Покро­ ва Пресвятой Богородицы считалась самой древней деревянной церковью и имела самую большую ко­ локольню. Еще ребенком будущий композитор Тихон Хренников помогал здесь местному священнику во время службы. Но особо привлекате­ лен Знаменский женский монастырь, откуда, кста­ ти, открывается велико­ лепный вид на весь город. Чтобы попасть в него, нужно подняться от реки Ельчик и источника свя­ той Мелании по большой каменной лестнице, кото­ рую называют лестницей слез, лестницей грехов и лестницей воспоминаний. Любопытно, что в XVII веке монастырь на Каменной горе был мужским, но мо­ нахов здесь подвизалось мало, зато активно труди­ лись черницы, которые впоследствии даже откры­ ли приходскую школу для девочек-сирот. Митрофан Воронежский, заметив усердие инокинь, передал комплекс в их владение. В советское время мо­ настырь был закрыт, на его территории разместили рабочий поселок. Хотя не­ действующим его вряд ли можно было тогда назвать:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz