Молодежный вестник. 2011 г.
№ 5 [6164] / 2011 Олеся БОЛЫШОВА Прогулки по Ельцу Впервые в Елец я попала лет десять назад. Приехавшие на каникулы друзья-студенты, видимо взгрустнувшие по родному краю, предложили погулять по улицам какого- нибудь города Липецкой области. Выбор пал на Елец, в который мы влюбились с первого взгляда. И даже тридцатиградусный мороз не смог отвлечь нас от обаяния этого места, прекрасного в любое время года. Недаром публицист Владимир Турбин называл его «заколдованным городом, о котором Россия не может не помнить». ДЫШАТ ИСТОРИКИ УЛИЦЫ Кажется, каждому угол ку здесь есть что поведать любопытному путешествен нику. Впрочем, это и неуди вительно: впервые в лето писях Елец упомянут в 1146 году, на год раньше Москвы. Очень приятно видеть двойные названия улиц - новые и исторические: Ор джоникидзе - бывшая Воро нежская, Ленина - бывшая Манежная, Мира - бывшая Торговая. Даже если не хо чешь думать о прошлом, эти надписи все равно вовлекут в мысли о нем. Уже с вокзала можно начинать читать эту открытую книгу истории. Железная дорога появи лась здесь в 1868 году, ког да предприимчивые купцы поняли, какую прибыль им сулит этот вид транспорта, и настояли, чтобы через их город проходила ветка. Кстати, первое в стране же лезнодорожное училище появилось именно в Ельце. До этого специалистов тако го профиля привозили из-за границы, причем за боль шие деньги. Каракумский мост тоже стал своеобразной вехой. До 1933 года (он создан именно тогда для авто пробега Москва - Кара- кум - Москва, призванного продемонстрировать вы носливость отечественной техники) мосты в городе были наплавные и их по стоянно смывало бурным потоком весенней Быстрой Сосны. Кстати, в 1943 году Каракумский сыграл важ ную стратегическую роль: по нему успели пропустить наши тяжелые танки для участия в Курской битве. А за мостом еще одна наша гордость: рядом со стелой в честь защитников города и страны воспро изведен кусок знаменитой надписи на Рейхстаге «Мы из Ельца», сделанный вес ной 1945-го. В жемчужине Серебряного кольца России немало памятников, посвя щенных ратной славе зем ляков. А недавно в центре появилась еще одна стела - свидетельство о том, что Елец получил звание «Город воинской славы». И СЛЫШЕН ЗВОН КОЛОКОЛОВ Здесь более 200 памят ников истории и архитекту ры, причем 90 из них - реги онального и федерального значения. Но особый коло рит Ельцу придают даже не эти здания, не резные избы, не знаменитый кружевной промысел, а многочислен ные церкви. Кстати, в свое время не хватило одного храма, чтобы город стал губернским. Церковь Ми хаила Архангела на улице Октябрьской и ее высокую колокольню не раз вспоми нал Иван Бунин, сравнивая по силе впечатлений с пи рамидами Хеопса. Самый величественный - Возне сенский собор - строился целых 44 года по проекту архитектора К. Тона, автора храма Христа Спасителя в Москве. Церковь Покро ва Пресвятой Богородицы считалась самой древней деревянной церковью и имела самую большую ко локольню. Еще ребенком будущий композитор Тихон Хренников помогал здесь местному священнику во время службы. Но особо привлекате лен Знаменский женский монастырь, откуда, кста ти, открывается велико лепный вид на весь город. Чтобы попасть в него, нужно подняться от реки Ельчик и источника свя той Мелании по большой каменной лестнице, кото рую называют лестницей слез, лестницей грехов и лестницей воспоминаний. Любопытно, что в XVII веке монастырь на Каменной горе был мужским, но мо нахов здесь подвизалось мало, зато активно труди лись черницы, которые впоследствии даже откры ли приходскую школу для девочек-сирот. Митрофан Воронежский, заметив усердие инокинь, передал комплекс в их владение. В советское время мо настырь был закрыт, на его территории разместили рабочий поселок. Хотя не действующим его вряд ли можно было тогда назвать:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz