Молодежный вестник. 2011 г.
|ЦЬ> ПАТРИОТ № 4 (6163) / 2011 радиолокатор, и зенитный ракетный комплекс спосо бен поразить его с высокой точностью. С 1959 года в авиапол ки стали поступать сверх звуковые реактивные са молеты, по своим летным качествам не уступавшие заграничным. Летали они хорошо, но из-за устарев шего вооружения и несо вершенной тактики «воева ли» плохо. Во время учений лучших полков фронтовой авиации лишь 25 процен тов сброшенных бомб по пали в цель. Тогда липецкие исследователи предложили идею: до цели лететь на ма лой высоте, а поражать ее с молниеносного сложного маневра. Летчик Олег Сто- рожук со штурманом Вла димиром Богодуховым так блестяще отработали этот прием, что теперь бомбы попадают точно в бочку. Представьте, какой должна быть психологи ческая и физическая под готовка пилотов, чтобы не стись на бомбардировщике на стометровой высоте над полями, лесами и ущелья ми! Видение предметов Владимир МЕРКУРЬЕВ Исследовать, чтобы побеждать Когда-то служить в авиации мечтал каждый третий мальчишка. Меняются времена и мода, но людей в голубых погонах мы по-прежнему воспринимаем как представителей героической профессии, которая сегодня требует еще и исключительной технической грамотности. И работа старшего штурмана- исследователя Липецкого авиацентра, штурмана-снайпера, заслуженного военного штурмана России, Героя Российской Федерации подполковника Владимира Богодухова - прекрасное тому доказательство. Чем занимаются иссле дователи в авиации? Важ ность и сложность их задач трудно переоценить. Ведь если испытатель «учит» са молет летать, то исследо вателям - летчику и штур ману - надо научить его воевать. Можно создать са мую совершенную машину, но если экипаж не сможет преодолеть современную противовоздушную оборо ну противника, то в первом же полете она будет сбита. Во время конфликта в Юж ной Осетии наши летчики использовали разработки исследовательских отделов Липецкого авиацентра. Их успехи подтверждают: ва рианты преодоления ПВО найдены. Чтобы понять, что это значит, совершим неболь шой экскурс в историю. В годы Великой Отечествен ной войны точечные цели поражали пикирующие бомбардировщики Пе-2. До цели экипажи летели под охраной истребителей на высоте более 35000 ме тров, чтобы до них не «до тянулись» зенитки, затем пикировали под большим углом и сбрасывали бомбы. Теперь же на любой высо те самолет обнаруживает размывается, перегрузки при маневрах возрастают в пять-восемь раз, и при этом надо принимать мгновен ные решения и реализовы вать их! Конечно, автома тическая система огибания рельефа помогает летчику увернуться от неожиданно появившихся трубы, мачты, холма. А если самолет все- таки попадет в излучение радиолокатора, система за-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz