Молодежный вестник. 2010 г.
№ 2 0 [Б153] / 2010 ОРГАНИЗУЙСЯ ■фольга ШКАТОВА Совесть по понедельникам - Подберите эпитеты к слову совесть, - дает задание учитель. - Чистая, светлая, честная, неспокойная, острая, справедливая, непоколебимая, безжалостная, - один за другим следуют ответы восьмиклассников. - Почему же понятия такие разные? - снова спрашивает педагог. Через минуту он получает много ответов, найденных в процессе размышления. Свидетелем такого диалога я стала на уроке общения в 66-м липецком лицее, где в конце сентября прошел меж региональный семинар «Аксиологические основы этиче ского воспитания». ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ - ТАК С ПОЛЬЗОЙ Недавно лицей начал сотрудничать с Институтом семьи и воспитания Российской академии образования. Теперь на первом уроке каждого понедельника во всех классах ребята обсуждают вопросы, связанные с этикой и мора лью. - Очень волнуемся, - призналась директор лицея за служенный учитель РФ Нина Яковлевна Буркова, привет ствуя гостей. - Год назад у нас впервые побывали сотруд ники лаборатории аксиологических основ воспитания, и учебное заведение стало экспериментальной площадкой Российской академии образования по теме «Этика как предмет и система воспитания». Сегодня мы отчитываем ся о проделанной работе. Должна сказать, что рапортовать о достижениях Нине Яковлевне не привыкать. С самого первого дня школа, созданная как инновационная, проводит много интерес ных экспериментов. Выбрав основным направлением экологию, педагоги преподают этот предмет во всех параллелях с 5-го по 11-й класс. Таким образом строится междисциплинарная модель экологического образова ния. Здесь, на четвертом этаже, располагаются эколо гический центр, где проводятся эксперименты и за седания научного общества лицеистов, и оранжерея, насчитывающая около пятисот видов растений. Самые настойчивые и заинтересованные принимают участие в Российской научно-социальной программе «Шаг в буду щее». Кто-то становится призером, а кто-то и победите лем, как, впрочем, и в предметных олимпиадах разного уровня. Самым тщательным образом ребята следят за терри торией школы площадью в один гектар. Здесь высажены деревья и кустарники, разбиты клумбы. В результате этот двор стал любимым местом отдыха жителей микрорайона, лишенного парковой зоны. Неудивительно, что лицей - одна из первых липецких школ, победившая в конкурсе в рамках нацпроекта «Образование». Эту информацию гости, приехавшие из Краснояр ского края. Пермской и Московской областей, Санкт- Петербурга, Сочи, Анапы, узнали из фильма, показанного в актовом зале. - Мы рады, что очередной межрегиональный семи нар проходит именно здесь, где учащиеся осмысленно занимаются делом, умеют любить, беречь, творить, - подчеркнула доктор педагогических наук, профессор Алла Ивановна Шемшурина, заведующая лабораторией. - Аксиология - наука о ценностях. Понятие «ценность» лежит в основе морального сознания личности, которое включает в себя представления о добре и зле. Они, в свою очередь, влияют на отношение человека к нравственным нормам. Учитель не может не беспокоиться по этому по воду, потому что принимает непосредственное участие в их становлении. В силу своей профессии он идет впереди всего происходящего вокруг. От того, что возьмет от него ребенок, зависит жизнь в дальнейшем. КАК БЫТЬ? Думаю, ответ на этот вопрос - ключевой момент в ре шении большинства проблем взрослых и детей. Не раз звучал он в тот день на открытых уроках. «Если слышать голос совести», «Добро есть жизнь», «Люди, будьте чело вечны!», «Родители меня не понимают... Как быть?» - вот лишь некоторые темы, затронутые ребятами. Мне удалось побывать на двух уроках. На одном гово рили о совести, на другом - о взаимопонимании в семье. Я отметила для себя, что лицеисты охотно рассуждают на темы о добре и зле, способны оценить по достоинству свои поступки и действия. Они точно знают, что надо ста раться понимать других людей и что родители хотят им только хорошего. Думаю, обязательные, включенные в программу беседы на тему о нравственности не прошли для ребят даром. Ведь иногда, для того чтобы решить проблему, достаточно о ней поговорить. Почему бы не со школьным учителем?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz