Молодежный вестник. 2010 г.
П О А М О С Т К И № 19 [5152] / 2010 Ольга ШКАТОВА Легко, приятно и прилично Кто не хотел бы так про жить свою жизнь?! Вот и герой повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича» стремился к тому же. ВСЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ Как вы понимаете, заговорила я о нем не случайно. Поводом послужила премьера Липецкого государствен ного академического театра драмы имени Л. Н. Толстого. Состоялась она 10 сентября, в день открытия сезона и на чала фестиваля «Липецкие театральные встречи», посвя щенного 100-летию со дня смерти писателя. А накануне в музее станции Астапово (поселок Лев-Толстой) открылась новая экспозиция. Думается, тот факт, что Толстой провел последние дни жизни на Липецкой земле, послужил толчком для режис сера Сергея Бобровского, мечтавшего поставить именно «Смерть Ивана Ильича». Но одного желания мало, необхо дима идея, способная жить на сцене, и Бобровский нашел способ поставить прозу. УВАЖАЕМЫЙ ЧЕЛОВЕК Так почему же столько внимания именно Ивану Ильи чу? Потому что он всю свою жизнь, до сорока пяти лет, был «комильфотным, приличным, умеющим отделять служебные обязанности от частной жизни и внушающим общее уважение». По службе он вырос до члена Судебной ^| • палаты. Старался не злоупотреблять властью, «но созна ние этой власти и возможность смягчить ее составляли для него главный интерес и привлекательность... службы». И в личной жизни Иван Ильич «делал то, что наивысше поставленные люди считали правильным». Он женился, но, по мере того как жена становилась требовательнее, выработал определенное отношение к супружеской жиз ни и требовал лишь «приличия внешних форм, которые определялись общественным мнением». В общем, служба и вист с друзьями спасали его от семьи. Как видите, герой Толстого вполне достойный человек и, согласитесь, мало чем отличается от современного чи новника, притязательного и успешного. Поэтому действу ющие лица постановки Бобровского одеты в современные костюмы. Суть происходящего, описанного Толстым, от этого не меняется. Что же сталось с Иваном Ильичом? По мере роста жа лования богател, украшался и наполнялся гостями его дом. Дочь на выданье, сын - гимназист, жена, довольная достатком, перестала докучать. Казалось бы, живи да радуйся, но главу семьи одолел недуг, причину которого доктора никак не могли определить. ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖНО Драма Бобровского построена на антитезе. Вначале действие развивается легко и быстро и очень напоминает комедию. Вторая же часть спектакля наполнена физиче скими и нравственными страданиями героя. «За что?» - за дает он вопрос себе. Богу и зрителю в зале. Вслушиваясь в реплики и монологи, понимаешь, что ко мильфотная жизнь, которую он сам создал, делает невоз можным проявление простых человеческих чувств. Никто не утешал его, не плакал над ним. Успешный и необхо димый для всех еще некоторое время назад, Иван Ильич погружался в мрак боли и сомнений в полном одиноче стве. Больше всего его мучила мысль о том, правильно ли он жил, ведь «его служба, и его устройства жизни, и его семья, и эти интересы общества и службы - все это могло быть не то», и уже ничего исправить нельзя. Думаю, за это прозрение Толстой «наградил» своего героя. Он позволил ему в конце жизни сделать важное от крытие: смерти нет. По мнению писателя, смерти не может быть для духов но наполненного человека. Делай что должно, и будь что будет - это его убеждение не звучит со сцены, но слышит ся в тишине замирающего зрительного зала.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz