Молодежный вестник. 2010 г.

Молодежный вестник. 2010 г.

т > № 2 (6135] / 2 0 1 0 ^ ' Подготовил Максим ИОНОВ Заплати налоги и спи спокойно с таким призывом государство еще недавно обращалось к населению посредством незамысловатой социальной рекламы, стараясь пробудить гражданскую сознательность у зкономически активных групп граждан. Сейчас времена изменились. Год от года Федеральная налоговая служба рапортует о все возрастающих поступлениях в казну. Начинает мере­ щиться даже, что единственным человеком в стране, до поры до времени не желавшим делиться с государством и обществом своими капиталами, был и остается небезыз­ вестный опальный олигарх, ныне коротающий морозные вечера где-то под Иркутском. Сегодня мы решили вооружить нашу молодую аудито­ рию знаниями о налоговой системе РСр. Полезно узнать, что именно и в каком объеме мы обязаны уплачивать в фе­ деральную казну. А начнем с краткого экскурса в историю налогообложения. д а в а й , м о ло д ец , п л а т и з а ОГУРЕЦ! Вопрос о происхождении налогов для исторической на­ уки столь же неразрешим и противоречив, как и «кто убил Кеннеди?». Поэтому остановимся только на фактах. Нало­ говые процедуры в той или иной форме начали встречать­ ся в самых древних государствах, словно правители уже тогда не могли представить себе, как можно наполнить казну иначе, чем с помощью подданных. Так, в гробницах египетских фараонов часто находят и налоговые грамоты. По всей видимости, имевшие крайне специфические представления о загробном мире египтяне искренне верили, что эти документы пригодятся всемогу­ щим и в царстве мертвых, помогут и там держать руку на пульсе новых фискальных поступлений. Интересную и прогрессивную систему практиковали древние греки. Они первыми из жителей тех, покрывших­ ся не одним слоем пыли, времен додумались до унифици­ рованных налоговых ставок. В разных полисах они варьи­ ровались от 10 до 20 процентов. Впрочем, существовали исключения. Например, свободные граждане Афин ника­ ких налогов не платили вовсе, заменяя их добровольны­ ми пожертвованиями. Однако стоило начаться войне или какому-нибудь грандиозному античному строительству, как эта привилегия временно упразднялась и доброволь­ ный порядок уплаты заменялся хорошо знакомым русско­ му человеку добровольно-принудительным. Сущие чудеса происходили в Древнем Риме. В до- имперский период, когда Рим был просто городом- государством, никаких налогов в мирное время там не существовало, а все государственные расходы покрыва­ лись сдачей в аренду общественных земель. Еще большей фантасмагорией выглядит позиция чиновников. Свою де­ ятельность, равно как и все государственные нужды, они оплачивали... из собственного кармана (!) и, более того, считали это верхом доблести и почета. С образованием империи ситуация, естественно, изменилась, и жители завоеванных территорий столкнулись с необходимостью «отстегивать» Риму превеликое громадье всяческих сбо­ ров. Облагалось почти все, что только можно обложить, включая бани, огурцы, финики, мыло и - просто не могу обойти стороной эту пикантную деталь - деятельность жриц любви. Величина таких налогов была неоднородной и прямо зависела от степени ожесточенности, с которой каждая территория сопротивлялась римским колонизато­ рам. Ну а прежде чем покинуть Рим, отметим, что возник­ шая там налоговая традиция (особенно в терминологиче­ ском плане) не утратила живого звучания и сегодня. Такие слова, как «фискал», «ценз» и «акциз» римского происхо­ ждения, а подававшиеся гражданами в цензорские орга­ ны раз в пятилетку отчеты о доходах и размерах земель как две капли воды напоминают предтечей современных налоговых деклараций. ФОРМА ГРАБЕЖ ИЛИ ПРИЗНАК СВОБОДЫ? Условный исторический переход от античности к сред­ невековью поначалу не привел к ощутимым изменениям в налогообложении. К примеру, византийская система от­ личалась от предшественниц разве что громоздкостью и витиеватостью. Одних прямых налогов в «колыбели Право­ славия» насчитывалось аж 21, косвенных было и того боль­ ше. Порядок их уплаты напоминал такую «абракадабру», что сохранившиеся до наших дней донесения налоговых чиновников совершенно справедливо окроплены их сле­ зами, вызванными невозможностью собрать необходимые суммы в полном объеме. Ничего интересного не происходило до поры до вре­ мени и в Западной Европе. Налоги как таковые взимались преимущественно для нужд католической церкви, в то

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz