Молодежный вестник. 2010 г.
т > № 2 (6135] / 2 0 1 0 ^ ' Подготовил Максим ИОНОВ Заплати налоги и спи спокойно с таким призывом государство еще недавно обращалось к населению посредством незамысловатой социальной рекламы, стараясь пробудить гражданскую сознательность у зкономически активных групп граждан. Сейчас времена изменились. Год от года Федеральная налоговая служба рапортует о все возрастающих поступлениях в казну. Начинает мере щиться даже, что единственным человеком в стране, до поры до времени не желавшим делиться с государством и обществом своими капиталами, был и остается небезыз вестный опальный олигарх, ныне коротающий морозные вечера где-то под Иркутском. Сегодня мы решили вооружить нашу молодую аудито рию знаниями о налоговой системе РСр. Полезно узнать, что именно и в каком объеме мы обязаны уплачивать в фе деральную казну. А начнем с краткого экскурса в историю налогообложения. д а в а й , м о ло д ец , п л а т и з а ОГУРЕЦ! Вопрос о происхождении налогов для исторической на уки столь же неразрешим и противоречив, как и «кто убил Кеннеди?». Поэтому остановимся только на фактах. Нало говые процедуры в той или иной форме начали встречать ся в самых древних государствах, словно правители уже тогда не могли представить себе, как можно наполнить казну иначе, чем с помощью подданных. Так, в гробницах египетских фараонов часто находят и налоговые грамоты. По всей видимости, имевшие крайне специфические представления о загробном мире египтяне искренне верили, что эти документы пригодятся всемогу щим и в царстве мертвых, помогут и там держать руку на пульсе новых фискальных поступлений. Интересную и прогрессивную систему практиковали древние греки. Они первыми из жителей тех, покрывших ся не одним слоем пыли, времен додумались до унифици рованных налоговых ставок. В разных полисах они варьи ровались от 10 до 20 процентов. Впрочем, существовали исключения. Например, свободные граждане Афин ника ких налогов не платили вовсе, заменяя их добровольны ми пожертвованиями. Однако стоило начаться войне или какому-нибудь грандиозному античному строительству, как эта привилегия временно упразднялась и доброволь ный порядок уплаты заменялся хорошо знакомым русско му человеку добровольно-принудительным. Сущие чудеса происходили в Древнем Риме. В до- имперский период, когда Рим был просто городом- государством, никаких налогов в мирное время там не существовало, а все государственные расходы покрыва лись сдачей в аренду общественных земель. Еще большей фантасмагорией выглядит позиция чиновников. Свою де ятельность, равно как и все государственные нужды, они оплачивали... из собственного кармана (!) и, более того, считали это верхом доблести и почета. С образованием империи ситуация, естественно, изменилась, и жители завоеванных территорий столкнулись с необходимостью «отстегивать» Риму превеликое громадье всяческих сбо ров. Облагалось почти все, что только можно обложить, включая бани, огурцы, финики, мыло и - просто не могу обойти стороной эту пикантную деталь - деятельность жриц любви. Величина таких налогов была неоднородной и прямо зависела от степени ожесточенности, с которой каждая территория сопротивлялась римским колонизато рам. Ну а прежде чем покинуть Рим, отметим, что возник шая там налоговая традиция (особенно в терминологиче ском плане) не утратила живого звучания и сегодня. Такие слова, как «фискал», «ценз» и «акциз» римского происхо ждения, а подававшиеся гражданами в цензорские орга ны раз в пятилетку отчеты о доходах и размерах земель как две капли воды напоминают предтечей современных налоговых деклараций. ФОРМА ГРАБЕЖ ИЛИ ПРИЗНАК СВОБОДЫ? Условный исторический переход от античности к сред невековью поначалу не привел к ощутимым изменениям в налогообложении. К примеру, византийская система от личалась от предшественниц разве что громоздкостью и витиеватостью. Одних прямых налогов в «колыбели Право славия» насчитывалось аж 21, косвенных было и того боль ше. Порядок их уплаты напоминал такую «абракадабру», что сохранившиеся до наших дней донесения налоговых чиновников совершенно справедливо окроплены их сле зами, вызванными невозможностью собрать необходимые суммы в полном объеме. Ничего интересного не происходило до поры до вре мени и в Западной Европе. Налоги как таковые взимались преимущественно для нужд католической церкви, в то
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz