Молодежный вестник. 2010 г.
|\/Ь>ЭКОНОМЛИКБЕЗ № 11(5144)/20Ю Содержательные телерекламы, сопровождаемые закадровыми песнями Бориса Гребенщикова, многочисленные билборды, буклеты, ежедневно захламляющие наши почтовые ящики, настойчиво предлагают россиянам пользоваться кредитными услугами. Каждый агитационный материал пестрит нулями, намекающими на беспреце дентную щедрость банки ров. Эти нули, вкупе с под крепляющими их реклам ными текстами, давят на сознание нашего человека, испокон веков признавав шего лишь одну форму кре дитования - «перехватить» у соседа трешку до следую щей получки. Не поддаться очень сложно, даже если чувству ешь нутром, что обрекаешь себя на кабалу и другие ма лоприятные последствия. Какие именно? Сегодня мы об этом расскажем. ЛУЧШИЕ МЕРЫ - ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ Прежде чем описывать ужасы кабалы, поговорим о возможностях ее избежать. В США, где очень любят ти- пологизировать все на све те, недавно составили пор трет идеального заемщика. Остановим внимание на его психологических характе ристиках. Во-первых, он берет кре дит только в том случае, если твердо уверен в воз можности его возврата и имеет пошагово выверен ный план соответствующих действий. Во-вторых, у него есть конкретная цель, на которую пойдет необходи мая сумма. При этом цель по-настоящему полезная, то есть способствующая развитию личности дебито ра. В-третьих, уже открыв кредитную линию, он не допускает ни одного про сроченного платежа. Ну а, кроме того, в обобщенном виде представляет собой человека с высоким мате риальным достатком, что автоматически выдает в нем надежного и перспек тивного делового партнера. Какими бы элементарны ми ни казались эти пункты, российская практика пока зывает, что в нашей стране их зачастую игнорируют или, в крайнем случае, не по дозревают об их существо вании. Кредитные традиции у нас сформировались, мяг ко говоря, не до конца, зато доступ самых широких сло ев населения к получению «легких денег» уже мало чем отличается от развитого ка питалистического мира. Если крупные денежные суммы на покупку автомо биля или квартиры требу ют со стороны претендента достаточно серьезных га рантий, то потребитель ские, или так называемые «быстрокредиты», сейчас раздают направо и налево. Оформляются они прямо в магазинах, всего-то за пол часа и по предъявлении па спорта. «Расчет простой: подсо знательно мы считаем, что берем товар практически бесплатно. Покупатель в большинстве случаев не хо чет даже думать о ставках. Главное, что понравившей ся вещью можно начинать пользоваться прямо сей час», - говорит по этому по воду специалист по психо логии потребителя (есть у нас уже и такие) Борис Но- водержкин. Иллюзорное восприятие ситуации уже привело к за долженности в 970 млрд, рублей, накопившейся у россиян перед банками. При этом 18 млрд. - то есть 2% от этой суммы - относят ся к проблемным кредитам, погасить которые долж ники либо не могут, либо не хотят. Для сравнения: в 2003 году общая задолжен ность составляла 115 млрд, а доля проблемных не пре вышала и 0,1%. КОГДА МЫ СТАНОВИМСЯ ПРОБЛЕМНЫМИ Итак, малопочетное зва ние проблемного кредит получает в том случае, ког да подходит очередь вно сить второй платеж, а за емщик к этому дню не удо сужился сделать и первого. До этого момента банк еще тешит себя надеждой на вашу добропорядочность - списывает невыплату на временные финансовые за труднения или отбытие в экстренную командировку. Однако при пропуске второго платежа в ход идут особые меры воздействия. Первым шагом банка в от ношении неблагополуч ного клиента становится определение стратегии дальнейших взаимоотно шений. Если заемщик не укло няется от телефонных раз говоров и имеет уважитель ную причину просрочки - кредитор на некоторое вре мя займет выжидательную позицию. Расплатившись в течение месяца после за душевной беседы, вы сни-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz