Молодежный вестник. 2010 г.

Молодежный вестник. 2010 г.

|\/Ь>ЭКОНОМЛИКБЕЗ № 11(5144)/20Ю Содержательные телерекламы, сопровождаемые закадровыми песнями Бориса Гребенщикова, многочисленные билборды, буклеты, ежедневно захламляющие наши почтовые ящики, настойчиво предлагают россиянам пользоваться кредитными услугами. Каждый агитационный материал пестрит нулями, намекающими на беспреце­ дентную щедрость банки­ ров. Эти нули, вкупе с под­ крепляющими их реклам­ ными текстами, давят на сознание нашего человека, испокон веков признавав­ шего лишь одну форму кре­ дитования - «перехватить» у соседа трешку до следую­ щей получки. Не поддаться очень сложно, даже если чувству­ ешь нутром, что обрекаешь себя на кабалу и другие ма­ лоприятные последствия. Какие именно? Сегодня мы об этом расскажем. ЛУЧШИЕ МЕРЫ - ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ Прежде чем описывать ужасы кабалы, поговорим о возможностях ее избежать. В США, где очень любят ти- пологизировать все на све­ те, недавно составили пор­ трет идеального заемщика. Остановим внимание на его психологических характе­ ристиках. Во-первых, он берет кре­ дит только в том случае, если твердо уверен в воз­ можности его возврата и имеет пошагово выверен­ ный план соответствующих действий. Во-вторых, у него есть конкретная цель, на которую пойдет необходи­ мая сумма. При этом цель по-настоящему полезная, то есть способствующая развитию личности дебито­ ра. В-третьих, уже открыв кредитную линию, он не допускает ни одного про­ сроченного платежа. Ну а, кроме того, в обобщенном виде представляет собой человека с высоким мате­ риальным достатком, что автоматически выдает в нем надежного и перспек­ тивного делового партнера. Какими бы элементарны­ ми ни казались эти пункты, российская практика пока­ зывает, что в нашей стране их зачастую игнорируют или, в крайнем случае, не по­ дозревают об их существо­ вании. Кредитные традиции у нас сформировались, мяг­ ко говоря, не до конца, зато доступ самых широких сло­ ев населения к получению «легких денег» уже мало чем отличается от развитого ка­ питалистического мира. Если крупные денежные суммы на покупку автомо­ биля или квартиры требу­ ют со стороны претендента достаточно серьезных га­ рантий, то потребитель­ ские, или так называемые «быстрокредиты», сейчас раздают направо и налево. Оформляются они прямо в магазинах, всего-то за пол­ часа и по предъявлении па­ спорта. «Расчет простой: подсо­ знательно мы считаем, что берем товар практически бесплатно. Покупатель в большинстве случаев не хо­ чет даже думать о ставках. Главное, что понравившей­ ся вещью можно начинать пользоваться прямо сей­ час», - говорит по этому по­ воду специалист по психо­ логии потребителя (есть у нас уже и такие) Борис Но- водержкин. Иллюзорное восприятие ситуации уже привело к за­ долженности в 970 млрд, рублей, накопившейся у россиян перед банками. При этом 18 млрд. - то есть 2% от этой суммы - относят­ ся к проблемным кредитам, погасить которые долж­ ники либо не могут, либо не хотят. Для сравнения: в 2003 году общая задолжен­ ность составляла 115 млрд, а доля проблемных не пре­ вышала и 0,1%. КОГДА МЫ СТАНОВИМСЯ ПРОБЛЕМНЫМИ Итак, малопочетное зва­ ние проблемного кредит получает в том случае, ког­ да подходит очередь вно­ сить второй платеж, а за­ емщик к этому дню не удо­ сужился сделать и первого. До этого момента банк еще тешит себя надеждой на вашу добропорядочность - списывает невыплату на временные финансовые за­ труднения или отбытие в экстренную командировку. Однако при пропуске второго платежа в ход идут особые меры воздействия. Первым шагом банка в от­ ношении неблагополуч­ ного клиента становится определение стратегии дальнейших взаимоотно­ шений. Если заемщик не укло­ няется от телефонных раз­ говоров и имеет уважитель­ ную причину просрочки - кредитор на некоторое вре­ мя займет выжидательную позицию. Расплатившись в течение месяца после за­ душевной беседы, вы сни-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz