Молодежный вестник. 2010 г.

Молодежный вестник. 2010 г.

ПРИЗВАНИЕ № 1 [Б144) / 2010 - Каждую минуту в классе я отдаю ребятам частичку того, что знаю и умею сама. Но мы общаемся не только на занятиях. Вместе и на переменах. Для них это важно, потому что многие не знают, как надо вести себя вне урока, - рассказывает о своей работе учитель 40-й липецкой школы Татьяна Петровна Котюхова, ставшая победителем городского конкурса «Учитель года» в номинации «Сердце отдаю детям». Ольга ШКАТОВА Трудности сурдопедагога ОБЩАЙСЯ, НЕ ОБИЖАЙСЯ Как будто ничего особенного не сообщила мне моя со­ беседница, но, если учесть, что она работает со слабо­ слышащими детьми, становится понятно, почему педагог акцентирует внимание именно на общении. Татьяна Пе­ тровна преподает русский язык и литературу, занимается развитием слуха и формированием речи у своих подо­ печных. - Бывает, разбираем по литературе произведение, и ученики затрудняются объяснить словами поступки героев, - продолжает Татьяна Петровна. - У них наруше­ ны мыслительные процессы. Чтобы понять текст, этим ребятам надо не только прочесть его, но и разобрать со словарем. Для формирования понятий мы используем уже знакомые словосочетания, обращаемся к подобным ситуациям, разобранным ранее. Однажды в седьмом классе пытались понять, что озна­ чает слово «стыдно». Жест есть, понятия нет. Пришлось использовать их собственный язык. Из-за сложностей в общении дети порой не понимают юмора и обижаются друг на друга без причины. ВЗЯЛСЯ ЗА ГУЖ Не говори, что не дюж. Эту поговорку не раз вспо­ минала моя героиня, сталкиваясь с трудностями в своей сложной работе. Перед ней каждый день стоит непростая задача - научить детей не только восприни­ мать информацию, но и транслировать ее. В обычных классах на протяжении всего урока говорит в основном учитель, дети слушают и пишут при необходимости. На занятиях Татьяны Петровны каждый ученик должен по­ вторить все, что она произносит вслух. Так происходит накопление словаря и развитие способности пользо­ ваться языком слов. - Сейчас и у здоровых детей наблюдаются проблемы с речью, потому что они часто живому общению предпо­ читают компьютер, - констатирует педагог. - Не способ­ ствует развитию мышления и коммуникативных навы­ ков и тестовая система проверки знаний. Татьяна Петровна - классный руководитель у семи­ классников, которые стараются принимать участие во всех школьных мероприятиях и конкурсах. В «Радуге творчества», например, они получили Гран-при за чте­ ние стихотворений. - Ребята порой делают невозможное, потому что у многих нарушена память, проблемы не только с речью, но и с эмоциональной сферой. Интересно, что им очень нравятся беседы на тему нравственности. Они не прочь поразмышлять о том, кто и какой совершил поступок, дать ему свою оценку. В этих случаях чаще используем жесты. Этот язык им ближе и понятнее. Но надеюсь, что к двенадцатому классу мои ребята все же будут с удо­ вольствием разговаривать. ДОРОГИ ВЫБИРАЮТ НАС Направление своей работы Татьяна Котюхова выбра­ ла вполне осознанно. Примером была мама, заслужен­ ный учитель Республики Казахстан. Надежда Евгеньевна преподавала математику. Дочь тоже привлекала педаго­ гика, но несколько в другой области. После окончания школы не пройдя конкурс на логопеда, она устроилась работать воспитателем в Атбасарский интернат для де­ тей с ограниченными возможностями здоровья. - Работать было очень трудно, - вспоминает моя со­ беседница. - Мне достались ученики начальной школы. Не хватало опыта и знаний. Но я понимала, что дети, у многих из которых наблюдалось явное психическое от­ ставание, нуждались в моей помощи. Случались у нас и ссоры, и разногласия, но мы оставались друзьями. После окончания дефектологического факультета Алма-Атинского педагогического института Татьяна Петровна вернулась в родной интернат уже в качестве специалиста. К работе сурдопедагога добавились заня­ тия хореографией, которой она когда-то увлекалась. Ко­ стюмы для выступлений своих воспитанников молодой педагог добывал в районном Доме культуры. В Липецк семья Котюховых переехала в конце 90-х. Выбор нового места жительства определился благо­ даря тому, что в нашем городе есть уникальная школа, в которой вместе с обычными детьми учатся глухие и слабослышащие ребята. С нынешними учениками Татья­ на Петровна осваивает жестовое пение, чтение стихов и драматическое искусство. Трудно? Конечно, даже с большим опытом работы моей героини. Но она уверена: если любишь свое дело, все осилишь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz