Молодежный вестник. 2010 г.
ПРИЗВАНИЕ № 1 [Б144) / 2010 - Каждую минуту в классе я отдаю ребятам частичку того, что знаю и умею сама. Но мы общаемся не только на занятиях. Вместе и на переменах. Для них это важно, потому что многие не знают, как надо вести себя вне урока, - рассказывает о своей работе учитель 40-й липецкой школы Татьяна Петровна Котюхова, ставшая победителем городского конкурса «Учитель года» в номинации «Сердце отдаю детям». Ольга ШКАТОВА Трудности сурдопедагога ОБЩАЙСЯ, НЕ ОБИЖАЙСЯ Как будто ничего особенного не сообщила мне моя со беседница, но, если учесть, что она работает со слабо слышащими детьми, становится понятно, почему педагог акцентирует внимание именно на общении. Татьяна Пе тровна преподает русский язык и литературу, занимается развитием слуха и формированием речи у своих подо печных. - Бывает, разбираем по литературе произведение, и ученики затрудняются объяснить словами поступки героев, - продолжает Татьяна Петровна. - У них наруше ны мыслительные процессы. Чтобы понять текст, этим ребятам надо не только прочесть его, но и разобрать со словарем. Для формирования понятий мы используем уже знакомые словосочетания, обращаемся к подобным ситуациям, разобранным ранее. Однажды в седьмом классе пытались понять, что озна чает слово «стыдно». Жест есть, понятия нет. Пришлось использовать их собственный язык. Из-за сложностей в общении дети порой не понимают юмора и обижаются друг на друга без причины. ВЗЯЛСЯ ЗА ГУЖ Не говори, что не дюж. Эту поговорку не раз вспо минала моя героиня, сталкиваясь с трудностями в своей сложной работе. Перед ней каждый день стоит непростая задача - научить детей не только восприни мать информацию, но и транслировать ее. В обычных классах на протяжении всего урока говорит в основном учитель, дети слушают и пишут при необходимости. На занятиях Татьяны Петровны каждый ученик должен по вторить все, что она произносит вслух. Так происходит накопление словаря и развитие способности пользо ваться языком слов. - Сейчас и у здоровых детей наблюдаются проблемы с речью, потому что они часто живому общению предпо читают компьютер, - констатирует педагог. - Не способ ствует развитию мышления и коммуникативных навы ков и тестовая система проверки знаний. Татьяна Петровна - классный руководитель у семи классников, которые стараются принимать участие во всех школьных мероприятиях и конкурсах. В «Радуге творчества», например, они получили Гран-при за чте ние стихотворений. - Ребята порой делают невозможное, потому что у многих нарушена память, проблемы не только с речью, но и с эмоциональной сферой. Интересно, что им очень нравятся беседы на тему нравственности. Они не прочь поразмышлять о том, кто и какой совершил поступок, дать ему свою оценку. В этих случаях чаще используем жесты. Этот язык им ближе и понятнее. Но надеюсь, что к двенадцатому классу мои ребята все же будут с удо вольствием разговаривать. ДОРОГИ ВЫБИРАЮТ НАС Направление своей работы Татьяна Котюхова выбра ла вполне осознанно. Примером была мама, заслужен ный учитель Республики Казахстан. Надежда Евгеньевна преподавала математику. Дочь тоже привлекала педаго гика, но несколько в другой области. После окончания школы не пройдя конкурс на логопеда, она устроилась работать воспитателем в Атбасарский интернат для де тей с ограниченными возможностями здоровья. - Работать было очень трудно, - вспоминает моя со беседница. - Мне достались ученики начальной школы. Не хватало опыта и знаний. Но я понимала, что дети, у многих из которых наблюдалось явное психическое от ставание, нуждались в моей помощи. Случались у нас и ссоры, и разногласия, но мы оставались друзьями. После окончания дефектологического факультета Алма-Атинского педагогического института Татьяна Петровна вернулась в родной интернат уже в качестве специалиста. К работе сурдопедагога добавились заня тия хореографией, которой она когда-то увлекалась. Ко стюмы для выступлений своих воспитанников молодой педагог добывал в районном Доме культуры. В Липецк семья Котюховых переехала в конце 90-х. Выбор нового места жительства определился благо даря тому, что в нашем городе есть уникальная школа, в которой вместе с обычными детьми учатся глухие и слабослышащие ребята. С нынешними учениками Татья на Петровна осваивает жестовое пение, чтение стихов и драматическое искусство. Трудно? Конечно, даже с большим опытом работы моей героини. Но она уверена: если любишь свое дело, все осилишь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz