Молодежный вестник. 2010 г.

Молодежный вестник. 2010 г.

№ 1 [Б144] / 2010 ПОДВИГ Документы свидетельствуют: менее чем за два месяца войны старший лейтенант Михаил Чуносов сбил девять вражеских самолетов. Липецкие краеведы считают, I что он достоин звания Героя I Советского Союза. ...Путь в небо начинается с земли. Об этом знает любой летчик. Уроже­ нец села Ярлуково влюбился в авиа­ цию летом 1928 года, увидев «воздуш­ ный бой», который устроили над пой­ мой Матыры липецкие пилоты. - Тоже буду летчиком! - твердо ре­ шил 16-летний Миша. И устроился слесарем на воронеж­ ский завод имени Дзержинского, где собирали агрегаты для самолетов. После рабочей смены бежал в вечер­ нюю школу - без аттестата зрелости в авиационное училище не принимали. По воскресеньям Михаила ждали за­ нятия в аэроклубе. Мечта начала сбы­ ваться. В 1934 году он поступил в Эн- гельсскую авиационную школу. В Са­ ратовской области парень научился не просто летать, а летать талантливо. Поэтому командование оставило его в училище на должности инструктора. Но Чуносов жаждал быть летчиком- испытателем. С 1940 года он испыты­ вает новые модели самолетов в НИИ ВВС в знаменитом Монино, что в Мо­ сковской области. 22 июня 1941 года. В первый день войны асы НИИ ВВС рвутся во фронто­ вую авиацию, пишут рапорты. Об этом узнает Сталин. «Отец народов» прика­ зывает сформировать 402-й истреби­ тельный авиационный полк особого назначения. Элитные летчики должны охранять небо Москвы. Вскоре полк вылетел в район станции Идрица Псковской области. 3 июля старший лейтенант Чуносов сбил вражеский Ю-88. А вот строки из воспоминаний ко­ мандира полка Петра Стефановского. «7. 07. 1941 г. в 15.00 в районе Не- вель старшим лейтенантом М. Е. Чу- носовым сбит Ме-110... В упомянутом бою самолет Чуносова получил не­ сколько пулевых пробоин. Старший лейтенант - замечательный воздуш­ ный боец. Редко проходит день, что­ бы Чуносов не вел воздушного боя, который обычно заканчивается его победой. Так, 8 июля в 10.30 в райо­ не Великих Лук сбил Ме-110, а в 14.00, ведя бой с Ю-88, сбил и этого, но и сам в результате полученных поврежде­ ний совершил вынужденную посадку. 10 июля сбил До-215». Владимир МЕРКУРЬЕВ,. , первый командир клуба «Воздушные искатели» Воздушный боец особого назначения в середине августа газета Северо- Западного фронта «К Победе» под заголовком «Изучайте и умножайте боевой опыт! Бейте и разите врага так, как старший лейтенант Михаил Чуносов!» опубликовала интервью с нашим земляком. К этому времени на боевом счету Михаила Егоровича уже девять сбитых немецких само­ летов. «Смелее драться - лучше выхо­ дит... Нужно сближаться незаметно для врага и, не дав ему опомниться, разить в самое сердце... Я всегда спрашивал у старых летчиков об их боевом опыте, изучал его. Это во мно­ гом помогло мне в боях с коварным врагом. Нужно бить врага, где только он появляется, и бить решительно, беспощадно, насмерть». 15 июля командование полка пред­ ставило Чуносова к ордену Ленина. Он не вернулся из боя 16 августа. Жители деревни Бошенка Новгород­ ской области похоронили отважно­ го пилота около упавшего самолета. Внук героя, доктор технических наук, профессор М. В. Рубин, с помощью поискового отряда «Долина» нашел могилу легендарного летчика спустя многие годы. 24 июля 1996 года в годовщину авиаполка, по просьбе родственни­ ков и при поддержке Липецкого авиа­ центра, произошло торжественное перезахоронение останков Михаила Егоровича Чуносова на Центральном городском кладбище. На церемонию прибыли ветераны полка со всех угол­ ков страны. Кстати, 402-й истребительный полк, в котором воевал наш земляк, базиру­ ется в Липецке. Десять летчиков полу­ чили звание Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны. Местные краеведы считают, что стар­ ший лейтенант Чуносов также досто­ ин этого звания.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz