Молодежный вестник. 2010 г.
№ 1 [Б144] / 2010 ПОДВИГ Документы свидетельствуют: менее чем за два месяца войны старший лейтенант Михаил Чуносов сбил девять вражеских самолетов. Липецкие краеведы считают, I что он достоин звания Героя I Советского Союза. ...Путь в небо начинается с земли. Об этом знает любой летчик. Уроже нец села Ярлуково влюбился в авиа цию летом 1928 года, увидев «воздуш ный бой», который устроили над пой мой Матыры липецкие пилоты. - Тоже буду летчиком! - твердо ре шил 16-летний Миша. И устроился слесарем на воронеж ский завод имени Дзержинского, где собирали агрегаты для самолетов. После рабочей смены бежал в вечер нюю школу - без аттестата зрелости в авиационное училище не принимали. По воскресеньям Михаила ждали за нятия в аэроклубе. Мечта начала сбы ваться. В 1934 году он поступил в Эн- гельсскую авиационную школу. В Са ратовской области парень научился не просто летать, а летать талантливо. Поэтому командование оставило его в училище на должности инструктора. Но Чуносов жаждал быть летчиком- испытателем. С 1940 года он испыты вает новые модели самолетов в НИИ ВВС в знаменитом Монино, что в Мо сковской области. 22 июня 1941 года. В первый день войны асы НИИ ВВС рвутся во фронто вую авиацию, пишут рапорты. Об этом узнает Сталин. «Отец народов» прика зывает сформировать 402-й истреби тельный авиационный полк особого назначения. Элитные летчики должны охранять небо Москвы. Вскоре полк вылетел в район станции Идрица Псковской области. 3 июля старший лейтенант Чуносов сбил вражеский Ю-88. А вот строки из воспоминаний ко мандира полка Петра Стефановского. «7. 07. 1941 г. в 15.00 в районе Не- вель старшим лейтенантом М. Е. Чу- носовым сбит Ме-110... В упомянутом бою самолет Чуносова получил не сколько пулевых пробоин. Старший лейтенант - замечательный воздуш ный боец. Редко проходит день, что бы Чуносов не вел воздушного боя, который обычно заканчивается его победой. Так, 8 июля в 10.30 в райо не Великих Лук сбил Ме-110, а в 14.00, ведя бой с Ю-88, сбил и этого, но и сам в результате полученных поврежде ний совершил вынужденную посадку. 10 июля сбил До-215». Владимир МЕРКУРЬЕВ,. , первый командир клуба «Воздушные искатели» Воздушный боец особого назначения в середине августа газета Северо- Западного фронта «К Победе» под заголовком «Изучайте и умножайте боевой опыт! Бейте и разите врага так, как старший лейтенант Михаил Чуносов!» опубликовала интервью с нашим земляком. К этому времени на боевом счету Михаила Егоровича уже девять сбитых немецких само летов. «Смелее драться - лучше выхо дит... Нужно сближаться незаметно для врага и, не дав ему опомниться, разить в самое сердце... Я всегда спрашивал у старых летчиков об их боевом опыте, изучал его. Это во мно гом помогло мне в боях с коварным врагом. Нужно бить врага, где только он появляется, и бить решительно, беспощадно, насмерть». 15 июля командование полка пред ставило Чуносова к ордену Ленина. Он не вернулся из боя 16 августа. Жители деревни Бошенка Новгород ской области похоронили отважно го пилота около упавшего самолета. Внук героя, доктор технических наук, профессор М. В. Рубин, с помощью поискового отряда «Долина» нашел могилу легендарного летчика спустя многие годы. 24 июля 1996 года в годовщину авиаполка, по просьбе родственни ков и при поддержке Липецкого авиа центра, произошло торжественное перезахоронение останков Михаила Егоровича Чуносова на Центральном городском кладбище. На церемонию прибыли ветераны полка со всех угол ков страны. Кстати, 402-й истребительный полк, в котором воевал наш земляк, базиру ется в Липецке. Десять летчиков полу чили звание Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны. Местные краеведы считают, что стар ший лейтенант Чуносов также досто ин этого звания.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz