Молодежный вестник. 2008 г.
Под маской все чины равны, У маски ни души, ни званья нет, - есть тело. И если маскою чертыутаены. То маску с чувств снимаютсмело. М. Ю. Лермонтов, «Маскарад» История маски насчитывает несколько тысячелетий. В древ ности она считалась воплощением родовой силы племени, объектом поклонения, предметом магических манипуляций шаманов. Древние греки превратили маску в неотъ емлемый атрибут античного театра. Актерами в нем могли быть только мужчины, которым приходилось, искусно меняя личины, играть и женские роли. На Руси масками (тогда их называли харями) поль зовались скоморохи, а в средне вековой Европе - труппы бродячих актеров. Атрибутом праздничного дейс тва маска становится в XVI веке, с возникновением итальянской «комедии дель арте», или коме дии масок, которая представляла собой сценическое действо, не Мяска., я ме^я ^но4о! связанное жестким сценарием. Ро дина маскарада -Италия. Именно оттуда феерии с переодеваниями распространились по европейс ким странам. Кроме того, маски - атрибут традиционного театра Японии, Южной и Юго-Восточной Азии. Моду на маскарады, как и на многие другие иноземные развле чения, в Россию привез Петр I, лю битель забав и шуток. В 1721 году было устроено пышное уличное костюмированное шествие в озна менование заключения Ништадт- ского мира, завершившего победо носную войну России со Швецией. Продолжательницей карнавальных традиций стала Анна Иоанновна, которая в 1731 году устроила мас карад по случаю первой годовщи ны своего восшествия на престол. Это действо продолжалось целый месяц. Случалось, что подобные праз днества не были привязаны к кон кретному историческому событию. Слабость к переодеваниям питала и государыня Елизавета Петров на, которая частенько устраивала маскарады, называемые «мета морфозами». Их участники должны были являться на бал в костюмах противоположного пола: мужчинам предписывалось надевать женское платье с корсетом на китовом усе, а женщины облачались в мужские панталоны и камзолы. Во время правления Екатерины 1 мода на маскарады не прошла. В 1763 году в М оскве состоялся гран- диозный театрализованный праз дник «Торжествующая Минерва», поставленный по случаю коронации Екатерины II. Процессию, продол жавшуюся три дня, составляли четыре тысячи действующих лиц и 12 колесниц. Позднее маскарады устраива лись и без особого общественно- политического подтекста, с танцами и обязательным использованием масок, полумасок и карнавальных костюмов. В XIX веке эта традиция потеснилась балами. Особую по пулярность приобрели новогодние маскарады при Николае I. С 1837 года ежегодно в течение 37 лет проводились рождественские мас карады в Михайловском манеже. Традиция организации п о добных мероприятий по случаю празднования Нового года стала складываться в России во второй половине X IX века, после прове дения в Петербурге в 1852 году первой публичной елки с карна вальными костюмами. Стали по пулярны новогодние придворные маскарады 31 декабря в Зимнем дворце. У старинных балов были и свои особенности. Билеты на новогодний праздник раздавали только представителям высшего и среднего сословий, зато совершен но бесплатно. Обычай устраивать новогодние костюмированные представления возродился только в 1935 году, после государственной поддержки проведения новогодних елок. Окончательно эта традиция сформировалась уже в послевоен ное время. Хочется верить, что и в нашем городе когда-нибудь заиграет праздничными огнями новогодний бал-маскарад, а липчане живо поддержат карнавальное шествие. Пока же маскарадные костюмы можно встретить только на какой- нибудь школьной елке или корпо ративном празднике. Подготовила Ирина ЗОЛОТАРЕВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz