Молодежный вестник. 2008 г.

Молодежный вестник. 2008 г.

Внимание! Нет, он не Байрон, Авторская революция в отечественном кинематографе, о необходимости которой так долго говорили защитники нашей культурной самобытности, похоже, наконец - то свершилась! Уже сейчас на кахсдый хит «русского Голливуда» (к таким, без сомнения, можно отнести недавно вышедшие «Гитлер Капут» и «Адмирал») находится ассиметричный ответ, например, в виде очаровавшего Венецию «Бумажного солдата» или надрывной картины Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь». Наметившаяся тенден­ ция обещает аать законо­ мерностью, доказательс­ твом чему м о ^ т служить готовящиеся в ближайшем будущем (в ноябре и дека­ бре соответственно) пре­ мьеры фильмов «Кино» и «Морфий». Команду «Мо­ тор!» на производство обе­ их давал Алексей Балаба­ нов, пожалуй, самый про­ тиворечивый и непредска­ зуемый среди современных российских режиссеров. Оценивая его творчество, критики, как правило, не скупятся на эпитеты «скан­ дально», «провокационно», «брутально», «жестко»... а сам Алексей Октябрино­ вич уверен, что в обиходе художника таким словам места нет, существуютлишь «хорошо» и «плохо», на фоне звездного неба над головой и нравственного закона внутри. СВЕРДЛОВСК - АФГА­ НИСТАН - ПЕТЕРБУРГ О том, что жестокость в искусстве немыслима без жестокости в самой жизни, Балабанов знает не понас­ лышке, и, наверное, полу­ чше многих коллег по ки­ нематографическому цеху. Ибо неисповедимы ^дьбы русских творцов! Окончив в 1981 году лингвистический факуль­ тет Горьковского педаго­ гического института, он лицом к лицу столкнулся с моментами, когда, пере­ фразируя классика, дольше века длится даже не день, а каждая минута. Столкнулся в Афганистане, в составе роты военно-транспортной авиации, занимавшейся во время исполнения интерна­ ционального долга достав­ кой солдат и грузов на поле брани, а также эвакуацией раненых и тех, для кого бой с моджахедами оказался последним... В ходе одной из таких экспедиций на егодолю вы­ пало испытание, выдержать которое (ипрежде всего мо­ рально) под силу далеко не каждому. Почти час по пути на базу Балабанов мертвой хваткой сжимал буквально разваливающуюся голову раненного осколком сна­ ряда молодого солдата, не имея права расслабить руки ни на секунду. И это только один факт, а ведьзадва года страдания, смерть и какую- то пугающую безысходность ему приходилось наблю­ дать каждый день. Сколько наших соотечественников после таких впечатлений нашли утешение в пьянстве или просто озлобились на затеявшее бессмысленную авантюру государство, а вместес ним и на весьбелый свет! Но Алексей Балабанов был не из их числа. М и ­ роощущение художника помогло: он нашел себя в искусстве. Богатый арсенал жизненных впечатлений (после Афганистана насы­ щенная работа ассистентом режиссера на Свердловс­ кой киностудии, напрямую связанная с деятельностью знаменитого рок-клуба) определил неповторимый киноязык. Почерк у него, конечно, суровый, но вы­ зывающий стойкое ощуще­ ние правдЬ!, откровеннее которой в повествовании о российской жизни быть не может. БЕЗ КОМПРОМИССОВ Однако чтобыощущение правды не исчезало, режис­ серу приходится часто идти на риск, отвергая компро­ миссы. Например, нелишать своегоДанилу Багрова (цен­ трального персонажа дип­ тиха «Брат») ксенофобских настроений, даже если из-за них ставится под вопросфи­ нансирование обеих картин и их прокатная судьба на ТВ. Или не бояться показывать самые темные стороны че­ ловеческого подсознания, даже если существует риск быть за это публично об­ виненным в психических расстройствах и прослыть в «патриотических» кругах едва ли не общественно опасным элементом. Или, на худой конец, вставить в глаза Сергею Маковецкому сильные оптические линзы, как получилось на съемках знаменитого фильма «Про уродов и людей», чтобы взгляд его героя произво­ дил искомое впечатление безумного и извращенного сладострастия. Единственно возмож­ ным представляется ком­ промисс со зрителем, ко ­ торый, по словам самого Балабанова, вряд ли поль­ стился бы на его картины, снимай он их с позиции художественного эгоизма. Да и этой тенденции от роду не более одиннадцати лет. В начале девяностых, когда новым российским кино- прокатом заправлял режис­ серЭйрамджан, Балабанов, в пику пошлейшему при­ митивизму, экранизировал Самюэля Беккета («Счастли­ вые дни») и Франца Кафку («Замок»). СО ДНА КОЛОДЦА К СВЕТУ «Я снимаю не жанровое кино. Вмоихфильмах всегда есть главный герой. И этот главный герой движется по жизни. Сним что-то проис­ ходит, что-то случается. Это - основной драматургичес­ кий принцип», - говорит сам

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz