Молодежный вестник. 2008 г.
Внимание! Нет, он не Байрон, Авторская революция в отечественном кинематографе, о необходимости которой так долго говорили защитники нашей культурной самобытности, похоже, наконец - то свершилась! Уже сейчас на кахсдый хит «русского Голливуда» (к таким, без сомнения, можно отнести недавно вышедшие «Гитлер Капут» и «Адмирал») находится ассиметричный ответ, например, в виде очаровавшего Венецию «Бумажного солдата» или надрывной картины Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь». Наметившаяся тенден ция обещает аать законо мерностью, доказательс твом чему м о ^ т служить готовящиеся в ближайшем будущем (в ноябре и дека бре соответственно) пре мьеры фильмов «Кино» и «Морфий». Команду «Мо тор!» на производство обе их давал Алексей Балаба нов, пожалуй, самый про тиворечивый и непредска зуемый среди современных российских режиссеров. Оценивая его творчество, критики, как правило, не скупятся на эпитеты «скан дально», «провокационно», «брутально», «жестко»... а сам Алексей Октябрино вич уверен, что в обиходе художника таким словам места нет, существуютлишь «хорошо» и «плохо», на фоне звездного неба над головой и нравственного закона внутри. СВЕРДЛОВСК - АФГА НИСТАН - ПЕТЕРБУРГ О том, что жестокость в искусстве немыслима без жестокости в самой жизни, Балабанов знает не понас лышке, и, наверное, полу чше многих коллег по ки нематографическому цеху. Ибо неисповедимы ^дьбы русских творцов! Окончив в 1981 году лингвистический факуль тет Горьковского педаго гического института, он лицом к лицу столкнулся с моментами, когда, пере фразируя классика, дольше века длится даже не день, а каждая минута. Столкнулся в Афганистане, в составе роты военно-транспортной авиации, занимавшейся во время исполнения интерна ционального долга достав кой солдат и грузов на поле брани, а также эвакуацией раненых и тех, для кого бой с моджахедами оказался последним... В ходе одной из таких экспедиций на егодолю вы пало испытание, выдержать которое (ипрежде всего мо рально) под силу далеко не каждому. Почти час по пути на базу Балабанов мертвой хваткой сжимал буквально разваливающуюся голову раненного осколком сна ряда молодого солдата, не имея права расслабить руки ни на секунду. И это только один факт, а ведьзадва года страдания, смерть и какую- то пугающую безысходность ему приходилось наблю дать каждый день. Сколько наших соотечественников после таких впечатлений нашли утешение в пьянстве или просто озлобились на затеявшее бессмысленную авантюру государство, а вместес ним и на весьбелый свет! Но Алексей Балабанов был не из их числа. М и роощущение художника помогло: он нашел себя в искусстве. Богатый арсенал жизненных впечатлений (после Афганистана насы щенная работа ассистентом режиссера на Свердловс кой киностудии, напрямую связанная с деятельностью знаменитого рок-клуба) определил неповторимый киноязык. Почерк у него, конечно, суровый, но вы зывающий стойкое ощуще ние правдЬ!, откровеннее которой в повествовании о российской жизни быть не может. БЕЗ КОМПРОМИССОВ Однако чтобыощущение правды не исчезало, режис серу приходится часто идти на риск, отвергая компро миссы. Например, нелишать своегоДанилу Багрова (цен трального персонажа дип тиха «Брат») ксенофобских настроений, даже если из-за них ставится под вопросфи нансирование обеих картин и их прокатная судьба на ТВ. Или не бояться показывать самые темные стороны че ловеческого подсознания, даже если существует риск быть за это публично об виненным в психических расстройствах и прослыть в «патриотических» кругах едва ли не общественно опасным элементом. Или, на худой конец, вставить в глаза Сергею Маковецкому сильные оптические линзы, как получилось на съемках знаменитого фильма «Про уродов и людей», чтобы взгляд его героя произво дил искомое впечатление безумного и извращенного сладострастия. Единственно возмож ным представляется ком промисс со зрителем, ко торый, по словам самого Балабанова, вряд ли поль стился бы на его картины, снимай он их с позиции художественного эгоизма. Да и этой тенденции от роду не более одиннадцати лет. В начале девяностых, когда новым российским кино- прокатом заправлял режис серЭйрамджан, Балабанов, в пику пошлейшему при митивизму, экранизировал Самюэля Беккета («Счастли вые дни») и Франца Кафку («Замок»). СО ДНА КОЛОДЦА К СВЕТУ «Я снимаю не жанровое кино. Вмоихфильмах всегда есть главный герой. И этот главный герой движется по жизни. Сним что-то проис ходит, что-то случается. Это - основной драматургичес кий принцип», - говорит сам
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz