Молодежный вестник. 2008 г.
№ 23 (6104), 14 ноября 2008 года КРАСНЫЕ ВОЕНЛЕТЫ В ВОЗДУШНОМ ЕДИНОБОРСТВЕ Наконец, завелись. В своей передней кабине Женя напряженно ловил каждое слово инструктора Саввова, который прика зал не касаться управления без его сигнала. В какой именно момент инструк тор начал взлет, Женя не заметил. Мотор вышел на полные обороты, и гори зонт остался где-то внизу, неожиданно поднявшись до обреза кабины. Паре нек сообразил, что они в горизонтальном полете. Елезаметно перемещались внизу дома, кустарники... Сердце, так трепетавшее после взлета, успокоилось, и Женя поймал себя на мысли, что острого ощуще ния, о котором он так мно го мечтал, Увы, нет. Стало немного обидно. «Может, я все это уже пережил в своем воображении? На слушался рассказов...» Горизонт сильно накре нился, и, боясь вывалить ся, Женя ухватился обеими руками за борт. Боковой поток воздуха (кабина-то открытая) ударил в лицо, и сразу начали мерзнуть нос, руки, спина... Вдруг самолет мелко задрожал, и новичок,увидев в зеркале поднятые руки инструк тора, понял, что Саввов передает ему управление. В тот же миг «Анрио» стал заваливаться. Едва Женя вывел его из крена, как тот перевалился на другой бок, одновременно опус кая нос. Не успел курсант подвести его к горизонту, как машина начала наби рать высоту, совершенно игнорируя попытки учлета стабилизировать поло жение. Спина взмокла. В руках появилась страшная усталость. Взбесившийся самолет упорно не желал подчиняться. Женя огля нулся: Саввов по-прежне му держал руки вверх. «Боже мой, когда же это прекратится?», - паренек в изнеможении закрыл глаза, бросил штурвал и откинулся на спинку си денья. И вдруг... упертая машина начала плавно выходить из крена. Мед ленно потянув штурвал на себя, начинающий летчик устранил падение и пере вел ее в горизонтальный полет. «Все, теперь главное - ничего не делать, пусть так и летит». Но вот ручка задрожала вновь. Женя ог лянулся: Саввов дает знак разворачиваться влево. Почти машинально Птухин начал накренять машину, в нужный момент отклонив ручку в обратную сторону. «Анрио» замер в этом по ложении. «Да он же слу шается! Надо только делать все плавно», - парня проао переполнял восторг. А вот его друг Борман в первом своем полете наделал гораздо,больше ошибок. Инструктору при шлось самому посадить самолет и выключить дви гатель в метрах пятиаах от ангара. Товарищи закатить самолет помогли, а вот хвост его поднимать по сложившейся традиции пришлось нарушителю. Это считалось позором. Кур санты смеялись: «Молодой бес под кобылу подлез, поднатужился, поднапру- жился...». К самостоятельным по летам приступили в апре ле. И, едва «оперившись». начали лихачить. Курсант Лепиксон поспорил с то варищами, что посадит самолет хвостовым шты рем точно в брошенную у посадочного знака «Т» шапку, что нередко делали инструкторы, демонстри руя точноаь приземления. На глазах у всей группы самолет, нащупывая зло получную шапку, завис на высоте одного метра с низкоопущенным хвостом, словно птица, садящаяся на гнездо. И... грохнулся на левую плоскость, сломав стойку и край крыла. По- ручительаво за Лепиксона писали всей группой, уп- росили-таки руководство не исключать молодого лихача из школы. 20 марта 1924 года школу посетил начальник Главвоздухофлота А. П. Ро- зенгольц. Заявил: - Липецкая летная школа имеет колоссальное зна чение. А через месяц пришел приказ ее расформировать. Причина проаа: потребо валась база для немецкой авиашколы, а затем для на- учно-испьггательнойстанции рейхсвера. Основную часть личного состава и матери альных средав направили в Борисоглебск. Аэронави гационное оборудование и радиоимущество передали в Серпухов. Часть помеще ний и имущества приняли представители 1-й разве дывательной эскадрильи имени В. И. Ленина, которая базировалась в Липецке до 1929 года. ГЕРОЕВ СЛАВНАЯ СУДЬБА Как же сложилась судь ба липецких курсантов? Борман и Птухин окончили Борисоглебскую школу и получили направление в Серпухов. Впоследствии ге нерал А. В. Борман коман довал 216-й авиационной истребительной дивизией, сыгравшей главную роль в борьбе за господство в воздухе в составе 4-й воз душной армии Северо- Кав казского фронта. Позже он был назначен заместителем командующего 4-й ВА. Следы Евгения Птухина обнаружились в Испании, где он был советником по авиации начальника гене рального штаба народно революционной армии. На его счету много воздушных подвигов, однако судьба героя непроста, можно ска зать, трагична. После Испа нии командовал авиацией, сражавшейся на Финском фронте. Удостоен звания Героя Советского Союза. Одним из первых стал ге нералом авиации. Перед самой войной был назначен командующим авиацией Киевского особого военно го округа. За большие поте ри авиации в первый день войны был репрессирован. Еще один выпускник, Ф. К. Арженухин, возглавлял Главный штаб ВВС, а затем руководил военно-воздуш ной академией в Монино. М. С. Горюнов стал коман дующим ВВС Харьковского военного округа, в годы Великой Отечественной воз главил воздушную армию. Он тоже Герой Советского Союза. Всего год просущест вовала авиационная шко ла в Липецке, а сколько выдающихся личностей воспитала! Владимир МЕРКУРЬЕВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz