Молодежный вестник. 2008 г.

Молодежный вестник. 2008 г.

№ 23 (6104), 14 ноября 2008 года КРАСНЫЕ ВОЕНЛЕТЫ В ВОЗДУШНОМ ЕДИНОБОРСТВЕ Наконец, завелись. В своей передней кабине Женя напряженно ловил каждое слово инструктора Саввова, который прика­ зал не касаться управления без его сигнала. В какой именно момент инструк­ тор начал взлет, Женя не заметил. Мотор вышел на полные обороты, и гори­ зонт остался где-то внизу, неожиданно поднявшись до обреза кабины. Паре­ нек сообразил, что они в горизонтальном полете. Елезаметно перемещались внизу дома, кустарники... Сердце, так трепетавшее после взлета, успокоилось, и Женя поймал себя на мысли, что острого ощуще­ ния, о котором он так мно­ го мечтал, Увы, нет. Стало немного обидно. «Может, я все это уже пережил в своем воображении? На­ слушался рассказов...» Горизонт сильно накре­ нился, и, боясь вывалить­ ся, Женя ухватился обеими руками за борт. Боковой поток воздуха (кабина-то открытая) ударил в лицо, и сразу начали мерзнуть нос, руки, спина... Вдруг самолет мелко задрожал, и новичок,увидев в зеркале поднятые руки инструк­ тора, понял, что Саввов передает ему управление. В тот же миг «Анрио» стал заваливаться. Едва Женя вывел его из крена, как тот перевалился на другой бок, одновременно опус­ кая нос. Не успел курсант подвести его к горизонту, как машина начала наби­ рать высоту, совершенно игнорируя попытки учлета стабилизировать поло­ жение. Спина взмокла. В руках появилась страшная усталость. Взбесившийся самолет упорно не желал подчиняться. Женя огля­ нулся: Саввов по-прежне­ му держал руки вверх. «Боже мой, когда же это прекратится?», - паренек в изнеможении закрыл глаза, бросил штурвал и откинулся на спинку си­ денья. И вдруг... упертая машина начала плавно выходить из крена. Мед­ ленно потянув штурвал на себя, начинающий летчик устранил падение и пере­ вел ее в горизонтальный полет. «Все, теперь главное - ничего не делать, пусть так и летит». Но вот ручка задрожала вновь. Женя ог­ лянулся: Саввов дает знак разворачиваться влево. Почти машинально Птухин начал накренять машину, в нужный момент отклонив ручку в обратную сторону. «Анрио» замер в этом по­ ложении. «Да он же слу­ шается! Надо только делать все плавно», - парня проао переполнял восторг. А вот его друг Борман в первом своем полете наделал гораздо,больше ошибок. Инструктору при­ шлось самому посадить самолет и выключить дви­ гатель в метрах пятиаах от ангара. Товарищи закатить самолет помогли, а вот хвост его поднимать по сложившейся традиции пришлось нарушителю. Это считалось позором. Кур­ санты смеялись: «Молодой бес под кобылу подлез, поднатужился, поднапру- жился...». К самостоятельным по­ летам приступили в апре­ ле. И, едва «оперившись». начали лихачить. Курсант Лепиксон поспорил с то­ варищами, что посадит самолет хвостовым шты­ рем точно в брошенную у посадочного знака «Т» шапку, что нередко делали инструкторы, демонстри­ руя точноаь приземления. На глазах у всей группы самолет, нащупывая зло­ получную шапку, завис на высоте одного метра с низкоопущенным хвостом, словно птица, садящаяся на гнездо. И... грохнулся на левую плоскость, сломав стойку и край крыла. По- ручительаво за Лепиксона писали всей группой, уп- росили-таки руководство не исключать молодого лихача из школы. 20 марта 1924 года школу посетил начальник Главвоздухофлота А. П. Ро- зенгольц. Заявил: - Липецкая летная школа имеет колоссальное зна­ чение. А через месяц пришел приказ ее расформировать. Причина проаа: потребо­ валась база для немецкой авиашколы, а затем для на- учно-испьггательнойстанции рейхсвера. Основную часть личного состава и матери­ альных средав направили в Борисоглебск. Аэронави­ гационное оборудование и радиоимущество передали в Серпухов. Часть помеще­ ний и имущества приняли представители 1-й разве­ дывательной эскадрильи имени В. И. Ленина, которая базировалась в Липецке до 1929 года. ГЕРОЕВ СЛАВНАЯ СУДЬБА Как же сложилась судь­ ба липецких курсантов? Борман и Птухин окончили Борисоглебскую школу и получили направление в Серпухов. Впоследствии ге­ нерал А. В. Борман коман­ довал 216-й авиационной истребительной дивизией, сыгравшей главную роль в борьбе за господство в воздухе в составе 4-й воз­ душной армии Северо- Кав­ казского фронта. Позже он был назначен заместителем командующего 4-й ВА. Следы Евгения Птухина обнаружились в Испании, где он был советником по авиации начальника гене­ рального штаба народно­ революционной армии. На его счету много воздушных подвигов, однако судьба героя непроста, можно ска­ зать, трагична. После Испа­ нии командовал авиацией, сражавшейся на Финском фронте. Удостоен звания Героя Советского Союза. Одним из первых стал ге­ нералом авиации. Перед самой войной был назначен командующим авиацией Киевского особого военно­ го округа. За большие поте­ ри авиации в первый день войны был репрессирован. Еще один выпускник, Ф. К. Арженухин, возглавлял Главный штаб ВВС, а затем руководил военно-воздуш­ ной академией в Монино. М. С. Горюнов стал коман­ дующим ВВС Харьковского военного округа, в годы Великой Отечественной воз­ главил воздушную армию. Он тоже Герой Советского Союза. Всего год просущест­ вовала авиационная шко­ ла в Липецке, а сколько выдающихся личностей воспитала! Владимир МЕРКУРЬЕВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz