Молодежный вестник. 2008 г.

Молодежный вестник. 2008 г.

№ 2 3 (6 1 0 4 ) , 14ноября 2008 года Наша авиация шт'шт!/т!т/'шшт 1 ш№тт/!,т Когда девятнадцатилетний Миша Водопьянов пришел в штаб эскадры «Илья Муромец» с просьбой принять его на службу, пареньку задали вопрос: «А какое у вас образование?» - Какое там образование... Три класса, да и то третью зиму не ходил. - У нас открыта вечерняя школа для взрослых. Приказываю в обязательном порядке посещать ее. Так будущий легендарный липецкий летчик стал заправщиком самолетов и одновременно школьником на военном аэродроме в Липецке. 90 лет назад на Липец­ кую землю приземлился первый боевой самолет. И поскольку богатая история Липецкого гарнизона стоит того, чтобы о ней знали мо­ лодые люди, «МВ» пред­ лагает вашему вниманию, уважаемые читатели, цикл материалов. Надеемся, он окажется познавательным и интересным. ПЕРВЫЕ ШАГИ С «АНРИО»... Сегодня мало кому известно, что Липецкий авиагарнизон начинал­ ся со 2-й Высшей школы красных военных летчи­ ков. Когда численность ее штата достигла 792-х спе­ циалистов, командующий войсками Московского во­ енного округа издал при­ каз о создании Липецкого гарнизона. ...Отгремели бои Граж­ данской войны, однако В НЕБЕ - рассчитывать на длитель­ ный мир не приходилось. Роль армии было сложно создали первый советс­ кий самолет-разведчик Р-1, а в Центральном аэ­ родинамическом инаитуте А. Н.Туполев разработал первый в мире цельно­ металлический самолет. Строились авиационные заводы. Но самой трудной задачей оказалась подго­ товка грамотных летчиков и техников. Виюне 1923 года в Ли­ пецк поступили тридцать двухместных бипланов «Анрио-Н-14» французс­ кого производства. Качес­ тво матерчато-фанерных самолетов не выдержи­ вало никакой критики : под дождем они попрос­ ту расклеивались. Строи­ тельство ангара началось в районе сегодняшнего Дворца спорта «Звезд­ ный». А совершенствова­ лась оставленная эскадрой «Илья Муромец» ремон­ тная база на территории нашего военного городка. Под учебный корпус школе передали здание ремес­ ленного училища на улице Зегеля, то самое, напротив Главпочтамта, где позже будет филиал Московского института стали и сплавов, а впоследствии - Липецкий технический университет. П роблем хв а тал о : техника была изнощена. переоценить. Требовалась новая техника.По проекту авиационного конструк­ тора Н. Н. Поликарпова недоставало запчастей, продуктов и обмундиро­ вания, о жилищно-быто­ вых условиях и говорить не приходилось... Однако позитивному настрою лич­ ного состава способство­ вала поддержка местного населения и посильная помощь уездных властей. Да и авиаторы не остава­ лись в долгу, внося живую струю в жизнь города и уезда. Они охотно щефс- твовали над Ленинской волостью и детским домом «Муравейник». А сколько эмоций подарила нашим землякам в авгуае 1923-го первая Неделя воздушного флота! ИЗ «ТЕРКИ» - ВЛИПЕЦК В конце ноября начали прибывать курсанты, окон­ чившие так называемые «терки» - начальные тео­ ретические школы. Лишь после них мечта летать могла стать реальностью. 25 парней прибыли из Егорьевска. Среди них - друзья Женя Птухин и Саша Борман. В 1918 году Женя исправил в своей метрике дату рождения с 1902-го на 1900-й, и выпускника М осковского техничес­ кого училища приняли в авиачасть обслуживать самолеты. Жадно слушал паренек рассказы бое ­ вых летчиков, не на шутку «заболев» небом. Однако в летную «терку» его не приняли - завалил гео ­ метрию. Прошел только на техническое отделение. Самолет паренек уже знал хорошо, поэтому все сво­ бодное время самостоя­ тельно учил математику. С помощью товарищей подготовился-таки как по­ ложено и наконец сдал экзамен на летное. ...Первый день полетов выдался как по заказу. Светило яркое январское солнце.Скрипел от моро­ за снег под ногами учле- тов, выгонявших из ангара «Анрио-Н-14». Покрытая изморозью обшивка ис­ крилась разноцветными огнями. Ребята выбились из сил, срывая мотор с компрессии, но тот только брезгливо фыркал, выбра­ сывая белые клубы пере- обогащенной смеси.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz