Молодежный вестник. 2008 г.

Молодежный вестник. 2008 г.

№ 3 (6084) 8 (1)снраля :>оо8 го/и» ПРОБЛЕМА N2О I О щ и щ и а л ь ^ю Главное - результат! В свете последних изменений в стране и мире вопрос о конкурентоспособности нашего образования стоит особенно остро. Увы, в некоторых учебных заведениях уровень подготовки учащихся остается низким, да и качество преподавания оставляет желать лучшего. Когда-то многое объяснялось переполненностью школ. Что же мешает как следует учить и учиться сейчас, когда демографическая ситуация в России уже далека от тех, теперь кахсущихся фантастическими, показателей? Не так давно две старшеклассницы одной из малокомплектных деревенских школ Липецкой области написали ЕГЭ по математике на двойки, причем в выпускном классе никто, кроме них, не обучался. Как же быть с малокомплектными образовательными учреждениями: повышать их образовательный статус или реорганизовывать? А может быть, закрыть? За разъяснениями редакция обратилась к начальнику Управления образования и науки Липецкой области Юрию Николаевичу ТАРАНУ. У ШКОЛЫ ДОЛЖНА БЫТЬ МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА - Юрий Николаевич, разделяете ли вы мне­ ние, чтозакрытие мало­ комплектных школ при­ ведет к исчезновению малых сел? - Причина упадка за­ ключается прежде всего в том, что рушится про ­ изводственная база села. Если людям негде рабо­ тать, если на месте отсутс­ твует возможность эконо­ мического роста, рано или поздно населенный пункт опустеет. За последние пять лет 150 сельхозпред­ приятий прекратили свое существование, жители, в прошлом занятые на про­ изводстве, разъехались, школы, соответственно, лишились своих учеников. Вследствие этого за тот же пятилетний срок в области было сокращено 50 учеб­ ных заведений, в течение последних двух лет 40 школ реорганизованы по той же причине: нет достаточно­ го количества учащихся. Судите сами: в среднем в сельских девятилетках на одного учителя приходится лишь три ученика. - Значит, основная причина закрытия ма­ локомплектных образо- вательнШучреждений - низкая наполняемость? - Если экономический потенциал территории не­ достаточен для нормаль­ ного функционирования образовательного учреж­ дения, смысла в его сущес­ твовании нет. Печально, но материальная база многих малокомплектных школ просто не соответствует требованиям времени. - Есть мнение, что в их закрытии виноваты в первую очередь мес­ тные власти, которые не уделяют должного внимания развитию ин­ фраструктуры района. - Дело в том, что финан­ сирование образователь­ ной отрасли осущеавляется по двум каналам. Расходы, связанные с обеспечением учебного процесса, выпла­ той зарплаты педагогам, берет на себя областной бюджет. Обеспечение же необходимой материаль­ ной базы образовательных учреждений лежит на пле­ чах районов, возможности которых, к сожалению, не всегда позволяют это де­ лать. Что же касается раз­ вития инфраструктуры, то инициатива здесь должна исходить в первую очередь не от чиновников, а от лю­ дей, заинтересованных в создании новых сельхоз- производств, проведении хороших дорог и т.д. И тем не менее школу не закроют, если она име­ ет лицензию, находится в отдаленном районе или существуют какие -либо препятствия, мешающие транспортировке детей в другие населенные пункты. Более того,окончательную силу решение о закрытии образовательных учреж­ дений с критической на­ полняемостью обретает только с согласия сель­ чан. И здесь, конечно же, необходимо доказывать родителям, что их дети с переходом в другую школу только выиграют. СОХРАНЯЯ АВТОРИТЕТ ПРОФЕССИИ - И все же у мало­ комплектных школ есть преимущество: низкая наполняемость классов дает учителю возмож­ ность установить более тесный психологический контакт с учеником. - Контакты, безуслов­ но, нужно налаживать. В то же время необходимо сохранять дистанцию меж­ ду учителем и учеником, поддерживая авторитет профессии. Если педагог выходит к доске в халате и домашних тапочках, его слова и действия воспри­ нимаются детьми не так, как того требует серьез­ ность момента. К тому же педагоги малокомплект­ ных школ без взаимного обмена опытом со сво ­ ими коллегами из более крупных образовательных учреждений, без совмест­ ной научно-методической деятельности по совер ­ шенствованию учебно - воспитательного процес­ са теряют квалификацию, утрачивают необходимые для работы профессио­ нальные качества, живой интерес к своему предмету. В качестве примера при ­ веду следующий случаи: в одной из малокомплектных школ учительница русского языка и литературы по ста­ ринке готовила старшек­ лассников к экзаменам по программе еще советского времени. При проверке выяснилось, что ребята, кроме романа Горького "Мать", фадеевского "Раз­ грома" и "Поднятой це­ лины" Шолохова, ничего из крупных произведений отечественной литерату­ ры первой половины XX века не читали и не имеют никакого представления о творчестве Платонова, Булгакова, Пастернака. Находясь в замкнутом про­ странстве своей школы, имея крайне ограничен­ ный круг общения, дети лишаются возможности расширять свои познания, приобретать новых друзей, новые увлечения. Разве это справедливо? - Означает ли это, что все школы с крити­ ческой наполняемостью в скором времени будут упразднены? - Конечно же, нет. С учетом всех вышеперечис­ ленных причин сокращения малокомплектных учебных заведений основной все же остается их неконкурентос- пособность. Бывает, и из новой красавицы школы дети уходят, потому что в соседнем селе и качество знаний выше, и учиться интереснее, и воспита ­ тельная работа на высоком уровне. Сейчас педагоги­ ческие коллективы должны бороться за учеников, и если вы побеждаете в этой борьбе, то уже неважно, какая у вас наполняемость. Главное - результат!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz