Молодежный вестник. 2008 г.
№ 3 (6084) 8 (1)снраля :>оо8 го/и» ПРОБЛЕМА N2О I О щ и щ и а л ь ^ю Главное - результат! В свете последних изменений в стране и мире вопрос о конкурентоспособности нашего образования стоит особенно остро. Увы, в некоторых учебных заведениях уровень подготовки учащихся остается низким, да и качество преподавания оставляет желать лучшего. Когда-то многое объяснялось переполненностью школ. Что же мешает как следует учить и учиться сейчас, когда демографическая ситуация в России уже далека от тех, теперь кахсущихся фантастическими, показателей? Не так давно две старшеклассницы одной из малокомплектных деревенских школ Липецкой области написали ЕГЭ по математике на двойки, причем в выпускном классе никто, кроме них, не обучался. Как же быть с малокомплектными образовательными учреждениями: повышать их образовательный статус или реорганизовывать? А может быть, закрыть? За разъяснениями редакция обратилась к начальнику Управления образования и науки Липецкой области Юрию Николаевичу ТАРАНУ. У ШКОЛЫ ДОЛЖНА БЫТЬ МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА - Юрий Николаевич, разделяете ли вы мне ние, чтозакрытие мало комплектных школ при ведет к исчезновению малых сел? - Причина упадка за ключается прежде всего в том, что рушится про изводственная база села. Если людям негде рабо тать, если на месте отсутс твует возможность эконо мического роста, рано или поздно населенный пункт опустеет. За последние пять лет 150 сельхозпред приятий прекратили свое существование, жители, в прошлом занятые на про изводстве, разъехались, школы, соответственно, лишились своих учеников. Вследствие этого за тот же пятилетний срок в области было сокращено 50 учеб ных заведений, в течение последних двух лет 40 школ реорганизованы по той же причине: нет достаточно го количества учащихся. Судите сами: в среднем в сельских девятилетках на одного учителя приходится лишь три ученика. - Значит, основная причина закрытия ма локомплектных образо- вательнШучреждений - низкая наполняемость? - Если экономический потенциал территории не достаточен для нормаль ного функционирования образовательного учреж дения, смысла в его сущес твовании нет. Печально, но материальная база многих малокомплектных школ просто не соответствует требованиям времени. - Есть мнение, что в их закрытии виноваты в первую очередь мес тные власти, которые не уделяют должного внимания развитию ин фраструктуры района. - Дело в том, что финан сирование образователь ной отрасли осущеавляется по двум каналам. Расходы, связанные с обеспечением учебного процесса, выпла той зарплаты педагогам, берет на себя областной бюджет. Обеспечение же необходимой материаль ной базы образовательных учреждений лежит на пле чах районов, возможности которых, к сожалению, не всегда позволяют это де лать. Что же касается раз вития инфраструктуры, то инициатива здесь должна исходить в первую очередь не от чиновников, а от лю дей, заинтересованных в создании новых сельхоз- производств, проведении хороших дорог и т.д. И тем не менее школу не закроют, если она име ет лицензию, находится в отдаленном районе или существуют какие -либо препятствия, мешающие транспортировке детей в другие населенные пункты. Более того,окончательную силу решение о закрытии образовательных учреж дений с критической на полняемостью обретает только с согласия сель чан. И здесь, конечно же, необходимо доказывать родителям, что их дети с переходом в другую школу только выиграют. СОХРАНЯЯ АВТОРИТЕТ ПРОФЕССИИ - И все же у мало комплектных школ есть преимущество: низкая наполняемость классов дает учителю возмож ность установить более тесный психологический контакт с учеником. - Контакты, безуслов но, нужно налаживать. В то же время необходимо сохранять дистанцию меж ду учителем и учеником, поддерживая авторитет профессии. Если педагог выходит к доске в халате и домашних тапочках, его слова и действия воспри нимаются детьми не так, как того требует серьез ность момента. К тому же педагоги малокомплект ных школ без взаимного обмена опытом со сво ими коллегами из более крупных образовательных учреждений, без совмест ной научно-методической деятельности по совер шенствованию учебно - воспитательного процес са теряют квалификацию, утрачивают необходимые для работы профессио нальные качества, живой интерес к своему предмету. В качестве примера при веду следующий случаи: в одной из малокомплектных школ учительница русского языка и литературы по ста ринке готовила старшек лассников к экзаменам по программе еще советского времени. При проверке выяснилось, что ребята, кроме романа Горького "Мать", фадеевского "Раз грома" и "Поднятой це лины" Шолохова, ничего из крупных произведений отечественной литерату ры первой половины XX века не читали и не имеют никакого представления о творчестве Платонова, Булгакова, Пастернака. Находясь в замкнутом про странстве своей школы, имея крайне ограничен ный круг общения, дети лишаются возможности расширять свои познания, приобретать новых друзей, новые увлечения. Разве это справедливо? - Означает ли это, что все школы с крити ческой наполняемостью в скором времени будут упразднены? - Конечно же, нет. С учетом всех вышеперечис ленных причин сокращения малокомплектных учебных заведений основной все же остается их неконкурентос- пособность. Бывает, и из новой красавицы школы дети уходят, потому что в соседнем селе и качество знаний выше, и учиться интереснее, и воспита тельная работа на высоком уровне. Сейчас педагоги ческие коллективы должны бороться за учеников, и если вы побеждаете в этой борьбе, то уже неважно, какая у вас наполняемость. Главное - результат!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz