Молодежный вестник. 2008 г.

Молодежный вестник. 2008 г.

№ 3 (6084) 8 феираля 2008 года ПРОБЛЕМА №0 :сть мнение Нужна ли деревне школа? Александр ШЕХОВЦОВ В старину говаривали: «Не стоит село без праведника». К сожалению, эта народная мудрость сегодня полностью себя оправдала: многие деревни опустели, а люди, радевшие о благополучии своей малой родины, вдруг оказались не у дел. Я говорю о сельских учителях малокомплектных школ, которые теперь признаются нерентабельными и закрываются. Правильно ли это? Чем столь печальное явление грозит российской глубинке? УЧИТЬСЯ - НА АВТОБУСЕ Итак, представим, что вы мама или папа. Обра­ зовательное учреждение в вашем населенном пункте закрыли. Что же делать? Ведь до ближайшей школы десять километров. Возмож­ нытри варианта. Первый: вы на своем транспорте отвози­ те сына или дочку на у ч е ^ и обратно. Второй путь: ребе­ нок отправляется на уроки на рейсовом автобусе, кото­ рый наверняка приезжает в ваше село ранним утром. В плане экономии семейного бюджета это самый выгод­ ный вариант. Ну и, конечно, можно воспользоваться специально выделенным школьным автобусом. У каждого указанного выхода из сложившейся ситуации есть свои мину­ сы. Во-первых, не у всех имеется личный транспорт, да и бензин нынче дорожа­ ет ежемесячно. Во-вторых, чтобы ездить в школу на рейсовом автобусе, придется просыпаться раньше первых петухов, а возвращаться в строго определенное время. Ни о каких дополнительных занятиях, кружках и секциях говорить не приходится. Что касается третьего варианта, то тут неизбежны накладки в расписании. Независимо от количеава уроков, дети вынуждены будут ожидать другдруга, попусту расходуя драгоценное время. Но самое главное в дру­ гом. Вдали от дома ребята просто-напросто окажутся предоставлены сами себе. К тому же связь родителей с учителями будет недоста­ точной в силу все тех же гео­ графических причин.А как же родительские собрания или ситуации, когда срочно требуется вмешательство мамы или папы? Закрытие м алокомп ­ лектных школ объясняют в первую очередь их не- конкурентоспособноаью в оказании населению обра­ зовательных услуг. Дать качественное об ­ разование - одна из при­ оритетных задач нашего государства, к этому же аремятся родители. Только вот чем эти благие наме­ рения оборачиваются для наших детей на деле? ВЫХОДА НЕТ, ЕСТЬ ТОЛЬКО «ВЫЕЗД» Само собой напраши­ вается решение о перемене меаа жительства. Удобнее работать и вос!питывать сы­ новей и дочерей там, где есть школа и вам не надо каждый день просыпаться ни свет ни заря, чтобы собрать ученика. При таком раскладе мало кто из молодых людей ос­ танется жить в селе или де­ ревне без школы. Чистый воздух, вода, речка - это все, конечно, хорошо. Но нужно думать о будущем, одетях. С большой долей вероятности можно сказать: исчезнут ма­ локомплектныеОУ - исчезнут и небольшие села. КУДА ПОДАТЬСЯ ПЕДАГОГАМ? Теперь постараемся пос­ мотреть на проблему со аороны учителя. А здесь по­ ложение еще хуже. По сути. закрытие школы оставляет его без средав к сущеаво- ванию. Конечно, на селе у каждого есть натуральное хозяйство, но на дворе, сла­ ва Богу, XXI век и уповать лишь на урожайный год было бы по меньшей мере странно. Этодвадцать-трид­ цать безработных людей, которые составляют интел­ лектуальный потенциал де­ ревни. Естественно, они не будут заниматься сельским хозяйством. А ведь учителям тоже нужно кормить себя, свою семью. Вобщем, света в конце тоннеля не видно. Складывается парадок­ сальная ситуация - мы хо­ тим сохранить небольшие и малые административные единицы, но на деле по­ лучаем обратный эффект. Срабатывает принцип доми­ но: задеваешь фундамент, а рушится все здание. То есть закрывается маленькая школа, и село угасает. Беда втом, что единичные случаи грозят перерасти в тенден­ цию, одно из направлений образовательной политики, что в свою очередь лишь обострит демографическую ситуацию на местах. Иэто на фонедействия федеральных программ по поддержке села, н^станной деятель­ ности областной админис­ трации по совершенство­ ванию жизни в деревне. Справедливости ради надо сказать, что сделано уже немало. Но все достижения можно элементарно пере­ черкнуть, заставив селян ездить в чужую школу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz