Молодежный вестник. 2008 г.

Молодежный вестник. 2008 г.

N5 21 (6102), <7 октября 2008 года # «Один модный современный писатель назвал поколение 80 -х поколением Пе, то есть выбравшим для себя «Пепси». По аналогии с этим определением поколение 90-х, включая нынешнее, смело можно назвать поколением Пи. Оно выбирает пиво. Что же сказать о нас - поколении 60 -70-х? Что мы за поколение такое? Ядумал-думал и, наконец, придумал: мы - поколение Пу. Мы выбрали для себя Пушкина». Такую интересную самохарактеристику дал петербургский писатель Александр Етоев в своей книге (да простит читатель за вынужденную тавтологию!) «Книгоедство». ЮМОРУ-ДОРОГУ! Подобных интересных замечаний автор выдает немало.Наверное, потому что исследуемый матери­ ал - почва для размышле­ ний самая что ни на есть благодатная: литература, точнее, «выбранные мес­ та из книжной истории всех времен, планет и народов». Обозначенное ний. Среди ее вопросов, к примеру, был и такой: «Кем Василий Аксенов мог быть в прошлой жизни?» А статью о «Легенде об Уленшпигеле» Шарля Де Костера создатель «Книго- едства» строит как цитату Юза Алешковского, чье тическая оценка порой не совпадают с общепри­ нятым мнением. Особое место у Етоева занимают массовая и детская л и ­ тература, которая много делает для становления личности, но с точки зре­ ния взрослого примитивна по языку и содержанию. И этот повышенный интерес автора к чтению не может оставить равнодушным к книге тех, кто хоть однаж­ ды прочел анализируемые Етоевым произведения. Кстати, в одной из заметок фигурирует имя нашего земляка Сергея Зубарева, некоторое время рабо­ тавшего ответственным секретарем в «Молодеж­ ном вестнике»: Етоев вос- захстане может менять на­ правление течения в прямо противоположную сторону. Или что список спортивных достижений Пушкина (от фехтования и верховой ездыдо шахмат) был гораз­ до внушительнее количест­ ва его донжуанских побед. Или кто такие водорасты Белоброва и Попова. Или что из-за стремления к по­ литкорректности вАмерике запретили Тома Сойера с Гекльберри Финном, а в России есть ревнители, готовые запретить читать про Карлсона, который «по­ дает дурной пример для подростков, потому как Ц п п о как энциклопедия, «Кни­ гоедство» вместе с тем не претендует на акаде­ мичность. Автор прямо говорит о том, что здесь не стоит искать объектив­ ного подхода и полноты освещения. А вот эмо­ ций, юмора и иронии, обусловленных сугубо личностным восприятием артефакта, достаточно. Книга - «малая дань мое­ му давнему пристрастию к чтению», «мой роман с литературой». ФОРМА ВЫДЕРЖАНА А построено прои з ­ ведение как настоящий словарь. Расположенные в алфавитном порядке, причем имея порой два, а то и три подраздела (сказывается принцип полисемичности), глав­ ки дают представление о предмете разговора, пусть и субъективное, ав­ торское. Так, о писателе Василии Аксенове Ето­ ев повествует, используя историю о присланной ему анкете тайного орг­ комитета псевдонаучных Первых Аксеновских чте- С|КО® П'/? восприятие великого со­ чинения близко и ему. «Гению русской лите­ ратуры» Александру Сер­ геевичу посвящен целый раздел, через который красной нитью проходит мысль: «Лучше Пушкина может быть только Пуш­ кин, хуже Пушкина может быть любой». Причем ли­ тературные вкусы, эсте- хищается его способнос­ тью создавать заголовки, привлекающие внимание читателя. ОТКРЫВАЕТСЯ МИР... Литературные анек­ доты, стихи, опросы, от­ кровенные провокации, занимательные сведения - чего тут только нет?! Отку­ да, к примеру, вы узнаете, что река Куланотпес в Ка­ на крыше, а значит, А еще он все время врет, без меры ест сладкое, подставляет вместо себя других, когда требуется отвечать за содеянное». Или что поэт Маяковский придумал способ смачивать бутылки водой, чтобы было удобнее отклеивать этикет­ ки... Причем написано все живо, весело, незанудно и при этом непримитивно. В небольших по рбъему заметках Етоев так умеет рассказать о писателях, что вашличный список книг для обязательного прочтения пополнится как минимум двумя-тремя именами. МИНУС ДА МИНУС- ПЛЮС? Но есть, по моему мне­ нию, два минуса. Первый - как любую энциклопе­ дию, «Книгоедство» слож­ но читать запоем. Правда, можно применять принцип избирательности, скача от статьи в начале к заметке в середине, или дозиро­ вать частоту обращении к томику. И второй - про­ читанного, несмотря на обилие фактуры, все-таки мало, и так хочется, чтобы Етоев написал продолже­ ние «Книгоедства», чтобы вновь погрузиться в полный юмора и иронии мир книг, созданный этим петербург­ ским библиофилом. • Олеся БОЛЫШОВА (

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz