Молодежный вестник. 2008 г.

Молодежный вестник. 2008 г.

№ 1 9 (6 1 0 0 ) 19 сентября 2008 года важ ны й во п ро с Полезный опыт Где взять деньги на учебники? - Год учебный начался, а у нас учебников нет. В мае обещали, что все дадут бесплатно, а теперь выяснилось, что школа может обеспечить книгами только половину класса, - посетовала при встрече моя знакомая, мама пятиклассницы. К сожалению, приобретать учебники в самый последний момент пришлось не только ей. директор гимназии Римма Евгеньевна Пиндюрина. - Я узнала о нем раньше, чем другие, благодаря тому, что вхожу в Совет директоров школ Липецкой области и Ассоциацию руководите­ лей инновационных школ. Год календарный уже шел. НОВОЕ - ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ В конце прошлого учеб­ ного года в школах загово­ рили о грядущих переменах в системе образования. Для учащихся они начались с обещания выдать бес­ платно учебники, то есть вернуться к тому, как было прежде. В центре информаци­ онных технологий и ре­ сурсного обеспечения об­ разовательного процесса объяснили, что учебниками теперь будут обеспечены все учащиеся, а не только льготные категории. Школа, получая деньги на каждого ученика, сама решает, какие издания закупить и сколько на это потратить средств. При этом, естественно, учи­ тываются потребности учеб­ ного заведения в целом и каждого предметника в отдельности. Закупки книг по заявкам школ произво­ дят муниципальные органы управления образования. По старой схеме областной бюджет выделял управле­ нию образования средава на приобретение учебников дляльготных категорий уча­ щихся. Оно закупало книги и распределяло их по школам в соответствии с заявками. Теперь учебные заведе­ ния получили возможность самостоятельно решать эту проблему, но не все оказались готовы к такому повороту событий. А У НАС ПОЛУЧИЛОСЬ Липецкая гимназия N 2 19 одна из немногих школ, обеспечивших бес­ платными учебниками всех своих учеников. Она пере­ полнена на 77 процентов, и тем не менее в библиотеке нашлись книги для каждого из 550 учеников. - Закон Рс[) об обра­ зовании предписывает субъектам Федерации фи­ нансировать обеспечение учебниками школьников. В прошлом учебном году в регионе был разработан проект местного закона об образовании, - объясняет выделенные деньги к тому времени были расписаны по статьям поквартально. Все инстанции, в том числе и департамент финансов, утвердили бюджет. Нигде не было прописано, что из этих субвенций, 540 руб­ лей, предусмотренных на каждого учащегося, какую- то сумму мыдолжны потра - тить на покупку учебников. Стало понятно, что ради обеспечения бесплатными изданиями всех детей при­ дется отказаться от запла­ нированного приобретения оборудования, наглядных пособий, обновления ком­ пьютерной техники. Планы пришлось поменять. Это была моя принципиальная позиция, потому что разго­ вор с учениками и их роди­ телями должен ароиться на правовой базе. Для нас важно качество образования, а без учеб­ ников добиться его 1 файне сложно. На их приобрете­ ние на каждого учащегося выделили 142 рубля. Но даже если бы на эти цели мы потратили все 540 руб­ лей, то не смогли бы заку­ пить для всех учеников но­ вые книги. Поэтому начали с ревизии библиотеки. Надо отдать должное заве­ дующей ЕленеМихайловне Клявиной, которая всегда использовала любую воз­ можность, чтобы попол­ нить книжные фонды. Но и этого оказалось недоста­ точно. Поэтому мы провели акцию «Подари учебник школе». Около восьми­ десяти процентов наших учеников покупали учеб­ ники и хранили их дома. В итоге 150 тысяч рублей ушло на приобретение из­ даний, большая часть - по программе «Школа-2000». Большинство учебников по ней издаются на печатной основе, и их нельзя пере­ дать следующим классам. На книги пришлось пот­ ратиться лишь вновь при­ бывшим ученикам, но это справедливо: их «посчита­ ли» и обеспечили средава- ми в прежних школах. Сей­ час в гимназии проходит другая акция - «Сохрани учебник». ЕСТЬ ПРОБЛЕМА Издательства заинтере­ сованы в том, чтобы учеб­ ники покупали как можно чаще. С этой целью, пере­ издавая книги, они меня­ ют местами упражнения, страницы и целые разделы. Но это мелочь в сравнении с тем, что школы могут ис­ пользовать лишь учебную литературу, включенную в федеральный перечень. Каждый год он обновляет­ ся, и частенько случается, что в нем отсутствует автор, по учебнику которого пла­ нировалось продолжить работу в новом учебном году.Появляется новая, ни­ кому не известная фамилия. В результате прерывается содержательная линия об­ разования и страдает его качество, за которое все мы ратуем. Ольга ШКАТОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz