Молодежный вестник. 2008 г.

Молодежный вестник. 2008 г.

№ 18 (6099) 5 сентября 2008 года Во второй половине 60-х годов XX века в мировой поп-музыке появилось направление, в зависимости от стилистических нюансов либо личных вкусов рецензента называемое по-разному: «прогрессив-рок» «арт-рок», «техно-рок» или «флэш-рок». Общим стало исполь­ зование форм и структур классической музыки и в некоторой степени заимс­ твование у композиторов- классиков тематического материала. Поначалу это казалось странным, ведь до этих пор поп-музыка яростно отрицала всякую «классику». «Катись, Бетхо­ вен!» -восклицал с запалом один из первых рокеров Чак Берри (эта песня, «Ко!! Оуег Вее1:Ьоуеп», стала одной из первых известных записей группы «ВеаНез»). Однако для сближения рока и симфонической клас­ сики в рамках нового сти­ ля были и свои причины. Первые рокеры из рабо­ чих низов чаще всего были в р а ж д е б н о настроены по отношению к большой му- МУЗЗОНА стоянии эмоционального подогрева, нужно немного слов. Прогрессивный рок символизирует, скорее, определенный уровень раз­ вития музыки, причем строго географически: он такой зыке, которую не знали, но инаинктивно отождеавля- ли с недоступным для них миром богачей - с их куль­ турой, филармониями и хо­ рошими манерами. Но чем непосредавеннее и полнее молодые артиаы пытались в своем творчеаве отразить умонаароения свераников, тем сложнее аановился му­ зыкальный язык рока и тем скорее исполнители оказы­ вались у ворот большого искусства, требующего не только природного таланта, но и мастерства, професси­ онализма, знаний, навыков, дающихся лишь долгим и упорным трудом. Переход от неприятия классики до уважения и даже чааичнои «работы на ее территории» отчетливо прослеживается на приме­ ре «ВеаНез». Уже через два года после открытого отри­ цания Бетховена в аккомпа­ нементе песни «Уе$1:егс!ау» Леннона и Маккартни впер­ вые прозвучал струнный квартет. В поисках новых выразительных средств, способных передать ми ­ роощущение человека XX века, музыканты обрати­ лись к аарым классическим традициям, иными словами, к тому же Бетховену... С 1967 года и началась история прогрессив-рока как самостоятельного тече­ ния в молодежной музыке. Основными приметами нового стиля стали цитиро­ вание классической темы, грандиозное звучание ор­ гана, струнная группа, ис­ полняющая нечто в «духе музыки барокко»; новый взгляд на функцию ритма -ударные являются не осно­ вой, а, скорее, орнаментом, узором, рисунком ритма. В отличие от хард-рока прогрессивная английская музыка успешно сопро­ тивлялась любым искуше­ ниям загнать ее в тесные рамки определений. Для описания хард-рока, вос­ принимаемого лишь в со­ характерен для Англии и только для Англии. В рок внедряются элементы клас­ сики, джаза, привнесенные перебежчиками из этих жанров, которые поддались его очарованию и, соединив свои прежние навыки с но­ вой энергией, совершенно преобразили прежние му­ зыкальные формы. Так и появились в роке личности, одержимые новой идеей, - Фрипп, Уайетт, Габриэль, Андерсон, Хэммилл. Корни английского про­ грессивного рока ле­ жат где-то в неяснос­ ти психоделического движения, которое, вдохновленное атмос­ ферой американского западного побережья, про­ сочилось в Англию в 1967 -1968 годах. Мода или, если хотите, заметное социаль­ ное возмущение, которое смогло себя выразить не только в манере и одеждах (вспомните пестрые одеж­ ды апостолов «пси» - «5оД МасЫпе», «Р1пк Р1оус1», «ТИе 5уп»), но и в идеологии молодежи, свободной от лишении послевоенного времени. Разумеется, это отра­ зилось и в поп-музыке. Благодаря «Веа1;1е5», высту­ пившим в роли пророков, роковая музыка стала по-на­ стоящему популярной. Не­ ясные мелодии и неистовые тексты разбили рамки тра­ диционных структур. С этой точки зрения две группы оказались признанными ли­ дерами этого безудержного безумия и взрыва анархии: «5оп МасЫпе» и «Р1пк Р1оус1» -две группы, работавшие в одно и то же время фантас­ тического кипения пси­ ходелики, начавшие свою деятельность в 1966 году. Их объединяли общие цели: переделать банальный пе­ сенный рок, разбить огра­ ничения, налагаемые его стандартной трехминутной длительностью, увлечь слу­ шателя вплоть до полного растворения его психики во всех возможных изме- р о к . I « рениях звучания музыки, обладать, в конце концов, звуковым пространством, достаточным для того, чтобы подключить ксвоему безум­ ному миру целое поколе­ ние, так долго ущемляемое в своих желаниях опекой взрослых. Возникшая сначала как музыка для развлечений и приложение к наркотикам, она стала со временем на­ стоящим ключом, открыва­ ющим двери во внутренний мир, к богатству личности. Это поколение молодых англичан сделало шаг от суетных радостей к духовно более ценным стимулам. Во многом этому содействовал пси­ ходелический рок. и последним значитель­ ным элементом, который сыграл важную роль в раз­ витии прогрессивного ан­ глийского рока, оказался кельтский фольклор. В кон­ це бО-х годов начало раз­ виваться движение фолк- рока, которое использо­ вало старые мотивы для создания новых гимнов. Владимир РУНОВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz