Молодежный вестник. 2008 г.
№ 18 (6099) 5 сентября 2008 года Во второй половине 60-х годов XX века в мировой поп-музыке появилось направление, в зависимости от стилистических нюансов либо личных вкусов рецензента называемое по-разному: «прогрессив-рок» «арт-рок», «техно-рок» или «флэш-рок». Общим стало исполь зование форм и структур классической музыки и в некоторой степени заимс твование у композиторов- классиков тематического материала. Поначалу это казалось странным, ведь до этих пор поп-музыка яростно отрицала всякую «классику». «Катись, Бетхо вен!» -восклицал с запалом один из первых рокеров Чак Берри (эта песня, «Ко!! Оуег Вее1:Ьоуеп», стала одной из первых известных записей группы «ВеаНез»). Однако для сближения рока и симфонической клас сики в рамках нового сти ля были и свои причины. Первые рокеры из рабо чих низов чаще всего были в р а ж д е б н о настроены по отношению к большой му- МУЗЗОНА стоянии эмоционального подогрева, нужно немного слов. Прогрессивный рок символизирует, скорее, определенный уровень раз вития музыки, причем строго географически: он такой зыке, которую не знали, но инаинктивно отождеавля- ли с недоступным для них миром богачей - с их куль турой, филармониями и хо рошими манерами. Но чем непосредавеннее и полнее молодые артиаы пытались в своем творчеаве отразить умонаароения свераников, тем сложнее аановился му зыкальный язык рока и тем скорее исполнители оказы вались у ворот большого искусства, требующего не только природного таланта, но и мастерства, професси онализма, знаний, навыков, дающихся лишь долгим и упорным трудом. Переход от неприятия классики до уважения и даже чааичнои «работы на ее территории» отчетливо прослеживается на приме ре «ВеаНез». Уже через два года после открытого отри цания Бетховена в аккомпа нементе песни «Уе$1:егс!ау» Леннона и Маккартни впер вые прозвучал струнный квартет. В поисках новых выразительных средств, способных передать ми роощущение человека XX века, музыканты обрати лись к аарым классическим традициям, иными словами, к тому же Бетховену... С 1967 года и началась история прогрессив-рока как самостоятельного тече ния в молодежной музыке. Основными приметами нового стиля стали цитиро вание классической темы, грандиозное звучание ор гана, струнная группа, ис полняющая нечто в «духе музыки барокко»; новый взгляд на функцию ритма -ударные являются не осно вой, а, скорее, орнаментом, узором, рисунком ритма. В отличие от хард-рока прогрессивная английская музыка успешно сопро тивлялась любым искуше ниям загнать ее в тесные рамки определений. Для описания хард-рока, вос принимаемого лишь в со характерен для Англии и только для Англии. В рок внедряются элементы клас сики, джаза, привнесенные перебежчиками из этих жанров, которые поддались его очарованию и, соединив свои прежние навыки с но вой энергией, совершенно преобразили прежние му зыкальные формы. Так и появились в роке личности, одержимые новой идеей, - Фрипп, Уайетт, Габриэль, Андерсон, Хэммилл. Корни английского про грессивного рока ле жат где-то в неяснос ти психоделического движения, которое, вдохновленное атмос ферой американского западного побережья, про сочилось в Англию в 1967 -1968 годах. Мода или, если хотите, заметное социаль ное возмущение, которое смогло себя выразить не только в манере и одеждах (вспомните пестрые одеж ды апостолов «пси» - «5оД МасЫпе», «Р1пк Р1оус1», «ТИе 5уп»), но и в идеологии молодежи, свободной от лишении послевоенного времени. Разумеется, это отра зилось и в поп-музыке. Благодаря «Веа1;1е5», высту пившим в роли пророков, роковая музыка стала по-на стоящему популярной. Не ясные мелодии и неистовые тексты разбили рамки тра диционных структур. С этой точки зрения две группы оказались признанными ли дерами этого безудержного безумия и взрыва анархии: «5оп МасЫпе» и «Р1пк Р1оус1» -две группы, работавшие в одно и то же время фантас тического кипения пси ходелики, начавшие свою деятельность в 1966 году. Их объединяли общие цели: переделать банальный пе сенный рок, разбить огра ничения, налагаемые его стандартной трехминутной длительностью, увлечь слу шателя вплоть до полного растворения его психики во всех возможных изме- р о к . I « рениях звучания музыки, обладать, в конце концов, звуковым пространством, достаточным для того, чтобы подключить ксвоему безум ному миру целое поколе ние, так долго ущемляемое в своих желаниях опекой взрослых. Возникшая сначала как музыка для развлечений и приложение к наркотикам, она стала со временем на стоящим ключом, открыва ющим двери во внутренний мир, к богатству личности. Это поколение молодых англичан сделало шаг от суетных радостей к духовно более ценным стимулам. Во многом этому содействовал пси ходелический рок. и последним значитель ным элементом, который сыграл важную роль в раз витии прогрессивного ан глийского рока, оказался кельтский фольклор. В кон це бО-х годов начало раз виваться движение фолк- рока, которое использо вало старые мотивы для создания новых гимнов. Владимир РУНОВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz