Молодежный вестник. 2008 г.

Молодежный вестник. 2008 г.

важный вопрос Н а^ ло б^^ ^щ я № 18 (60991 5 сентября 2008 года ГЛАВНОЕ - КАЧЕаВО ЗНАНИИ Очередной учебный год начался в этот раз с множества нововведений и сопровождающих и;^ дискуссий. Неудивительно, что состоявшийся в конце августа образовательный форум, посвящен­ ный кардинальным изменениям системы образо­ вания региона, вызвал массу вопросов у молодых (и не только!) педагогов, а также у учеников и их родителей. Прокомментировать главные из них редакция «Молодежного вестника» попросила начальника Управления о^азования и науки администрации Липецкой области Юрия Тарана. Вот что он нам рассказал. СИСТЕМА - КЛЮЧ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ Образование -это фун­ дамент общества. Если оно отстает от преобразований, происходящих в государс­ тве и социуме, его модер­ низация неизбежна. Реорганизация обра ­ зования в нашем регионе идет сегодня по нескольким направлениям. Изменяется порядок финансирования, система оценки качества. Создается новая сеть учреж­ дений, к решению государс­ твенных проблем привлека­ ется общественность. Финансовое направле­ ние состоит из двух частей: в:ведения принципа поду­ шевого финансирования и вытекающего отсюда из­ менения системы оплаты труда педагогов. СКОЛЬКО ДАДИТЕ? Что такое подушевое финансирование? Сколько учеников сидят за партами, столько денег, из расче­ та на каждого, и получит учебное заведение. В об ­ ласти сегодня работает 529 школ. Лишь для 91 из них будет сохранен принцип прежнего фактического фи­ нансирования. Это сельские школы, расположенные в труднодоступных местах. В остальных пройдет оптимизация: одни укруп­ нят, другие закроют. Это касается прежде всего ос­ новных и средних учеб ­ ных заведений. Начальные школы будут максимально сохранены. В основе оптимизации - качество образования, подразумевающее в стар­ ших классах профильное обучение. Для того чтобы труда, на которую в скором буд ^ ^ з ущем перейдут все бюд­ жетные организации облас­ ти. Эта система предполага­ ет вариативность в бтличие от единой тарификацион­ ной сетки, жестко фиксиру­ ющей оклады по разрядам. И фонд стимулирующих выплат был обязательным для всех, несмотря на то, как человек работает. При отраслевой системе фонд оно былол' ученика должен быть выбор. Для единс­ твенного в школе десятого класса выбора нет. Поэтому многие, особенно сельские, школы могут оказаться «за бортом» тех изменений, которые происходят в об­ разовании сегодня. Чтобы учебное заведение могло нормально развиваться, наполняемость классов должна составлять не менее двадцати одного человека в городской школе и восьми - в сельской. Подушевое финансирование позволит решить эту проблему. КТО лишний? На принципе норма­ тивного подушевого фи­ нансирования базируется отраслевая система оплаты оплаты труда напрямую за­ висит оттого, сколько детей учатся в школе. Чем больше учеников, тем выше зара­ ботная плата учителей, со­ стоящая из оклада и выплат стимулирующего характера за качество работы. Отраслевая система оп­ латы труда будет внедрена в середине учебного года, с 1января 2009-го, поэтому к его окончанию и моменту составления нового штат­ ного расписания уже будет ясно, без кого школа может обойтись. Не секрет, что в половине школ сегодня пе­ реизбыток не только педаго­ гических кадров, но иобслу­ живающего персонала. А СУДЬИ КТО? По закону учебное за ­ ведение само определяет и штатное расписание, и политику, связанную с по­ вышением квалификации и набором кадров. Очень хотелось бы, чтобы сло­ жившиеся в образовании демократические принципы сохранились. Чтобы ди ­ ректор советовался с кол­ лективом по поводу того, какой оклад кому устано­ вить. Есть опасность, что «середнячки», не всегда успешно работающие учи­ теля, будут по-прежнему поддерживать привычную уравниловку. Чтобы избе­ жать этого, необходимо опираться на опыт лучших коллективов, где хорошо налажена работа по совер­ шенствованию мастерства и педагоги-лидеры - не одиночки. Где есть система профессионального роста, там здоровый коллектив. Ольга ВАСИЛЬЕВА ОТ РЕДАКЦИИ Итак, чем чреваты нововведения для наших читателей, которые на днях сели за парты? Школы, которые немогут похвалиться наполняе­ мостью ихорошимуровнем подготовки учеников, со временем закроют, а ребята будут ездить в другие, соседние. С одной стороны, не совсем удобно: привыкли, привязались друг к другу и так далее. С другой - преобразования открывают и новые возможности. Например, старшеклассники смогут более глубоко изучать предметы, необхо­ димые для будущей специальности. И достойно подготовиться к поступлению в другие учебные заведения. В любом случае, раньше времени вол­ новаться не стоит. Руководители образованием гарантируют взвешенный подход.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz