Молодежный вестник. 2008 г.

Молодежный вестник. 2008 г.

№ 1 6 ( 6 0 9 7 ) 8 августа 2008 года Четыре года назад, когда автор этих строк бы л еще студентом, преподаватель по психологии дал нашей группе интересное и незаурядное с методической точки зрения задание к очередному семинару - найти и посмотреть фильм Ларса фон Триера «Догвилль». О ткликнувш ись на него, скорее за страх, чем за совесть, я и не подозревал, что испытаю настоящий культурны й шок, который радикально изменит мои взгляды на кинематограф, да и на саму жизнь. ПУМА, ЧЕЛОВЕК И ЛАССО Знаменитый балканский прозаик Милорад Павич, размышляя о проблематике взаимоотношений писате­ ля с читателем, однажды сравнил их с охотой на пуму. Двое ловцов (автор и читатель) одновременно накидывают на шею хищни­ це лассо и... тащат каждый в свою сторону, тотчас попа­ дая в безвыходное поло­ жение. При обоюдной тяге зверь (волею пера Павича ставшей метафорой к ли ­ тературной мысли) всегда будет между ними. А стоит одному из охотников осла­ бить хватку, дикая кошка растерзает его в мгновение ока. Однако консенсус меж­ ду творцом и потребите­ лем, невозможный (если доверять Павичу) в случае с л и т е ­ ратурой, запросто д о с т и - гается в ки н ем а - то гр аф е . По к р а й ­ ней мере, фон Триеру это удает ­ ся сполна. Д а т с к и й самородок о т в е р г а е т «перетягива­ ние каната». У д е р ж и в а я изголодавшу­ юся по свежей плоти пуму на коротком по­ водке, он лов­ ко натравлива­ ет ее на зрите- фон Триер. Жестокость и ля, вызывает у него тревогу, несправедливость окру- постепенно переходящую в жающего мира, тяжелые панический ужас, и застав- жизненные ситуации , с ОКНО в кино которыми часто приходит­ ся сталкиваться человеку, пугали его с раннего де­ тства, а в юности буквально доводили до неврастении. Хорошо понимая, что сек­ рет преодоления страха скрывается в прямом с ним столкновении, датчанин принялся мо- д елиро - а т ь ля- е т захле- б ы в а т ь - ся собственными эмоциями. После такого сеанса психологического террора человек должен раз и навсегда забыть о страхе перед «хищниками». ЛЕКАРСТВО ОТ СТРАХА П ер вым из о с в о б о ­ дившихся от фобии каж­ дый раз оказывается сам свои кошмары на кино­ пленке. Будучи настоящим художником, который не способен создать произве­ дения раньше, чем выстра­ дает его внутри себя, он боялся, но писал сценарии, снимал и монтировал. Бо­ ялся, но заставлял актеров играть так, чтобы Натура­ л и с т и ч н о с т ь п р о и с х о д я - щего не могло бы адекватно оцениваться д а ж е в о с ­ к л и ц а н и ­ ем «Верю!» - в ы сш е й п о х в а л о й в «системе С т а н и с - лавского». Б о я л с я , но разра ­ б а т ы в а л р е в о л ю ­ ционные п р и е м ы р е ж и с ­ с у р ы и м о н та - жа, сти­ равшие границы м е ж д у реальностью и ху­ дожественным вымыслом. Не забывал думать о буду­ щем кинематографа. Имен­ но фон Триер выступил инициатором и вдохнови­ телем культурного течения «Догма-95», предложив всем коллегам, озабочен­ ным голливудской экспан­ сией, подписать авторский манифест -так называемый «обет целомудрия». Не ж е ­ лая оставаться со своими кошмарами тет-а-тет, он беспощадно делал актив­ ными соучастниками «вра- чевательного» процесса ни о чем не подозревавших зрителей. ИНКВИЗИТОРСКИЕ ТРИЛОГИИ Средневековых «ерети­ ков», как правило, судила инквизиторская коллегия из трех человек. Во време­ на якобинской диктатуры АТИК- во Франции и «военного комм уни зм а» в России судьбу лиц, подозрева­ емых в государственной измене, решали революци­ онные тройки. Осознанно или нет, но и Ларе фон Триер не устоял перед зло­ вещей магией этой цифры, разделив свое творчество на серию душераздираю­ щих трилогий: «Европа» («Элемент преступления», «Эпидемия» и «Европа»), «Золотое сердце» («Рассе­ кая волны», «Танцующая в темноте», «Идиоты») и «Америка - страна в о з ­ можностей» («Догвилль», «Мандерлей» и готовящий­ ся к выходу «Вашингтон»). Каждая из них одновре­ менно играет роль обви ­ нителя, судьи и палача для человеческой жестокости и общественного лицеме­ рия. Третьим завсегдата­ ем «скамьи подсудимых» неизменно оказывается ф ал ьш и вы й глянцевый кинематограф. Героев «Европы» фон Триер сталкиваете глобаль­ ными кризисами. Так, цент­ ральный персонаж «Эпиде­ мии» -сыгранный Дастином Хоффманом врач-вирусо­ лог - в одиночку пытается найти вакцину от смертель­ ного вируса, угрожающего гибелью человечеству. В разгар эпидемии он встре­ чает противодействие со стороны военной верхушки

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz