Молодежный вестник. 2008 г.
№ 1 6 ( 6 0 9 7 ) 8 августа 2008 года Четыре года назад, когда автор этих строк бы л еще студентом, преподаватель по психологии дал нашей группе интересное и незаурядное с методической точки зрения задание к очередному семинару - найти и посмотреть фильм Ларса фон Триера «Догвилль». О ткликнувш ись на него, скорее за страх, чем за совесть, я и не подозревал, что испытаю настоящий культурны й шок, который радикально изменит мои взгляды на кинематограф, да и на саму жизнь. ПУМА, ЧЕЛОВЕК И ЛАССО Знаменитый балканский прозаик Милорад Павич, размышляя о проблематике взаимоотношений писате ля с читателем, однажды сравнил их с охотой на пуму. Двое ловцов (автор и читатель) одновременно накидывают на шею хищни це лассо и... тащат каждый в свою сторону, тотчас попа дая в безвыходное поло жение. При обоюдной тяге зверь (волею пера Павича ставшей метафорой к ли тературной мысли) всегда будет между ними. А стоит одному из охотников осла бить хватку, дикая кошка растерзает его в мгновение ока. Однако консенсус меж ду творцом и потребите лем, невозможный (если доверять Павичу) в случае с л и т е ратурой, запросто д о с т и - гается в ки н ем а - то гр аф е . По к р а й ней мере, фон Триеру это удает ся сполна. Д а т с к и й самородок о т в е р г а е т «перетягива ние каната». У д е р ж и в а я изголодавшу юся по свежей плоти пуму на коротком по водке, он лов ко натравлива ет ее на зрите- фон Триер. Жестокость и ля, вызывает у него тревогу, несправедливость окру- постепенно переходящую в жающего мира, тяжелые панический ужас, и застав- жизненные ситуации , с ОКНО в кино которыми часто приходит ся сталкиваться человеку, пугали его с раннего де тства, а в юности буквально доводили до неврастении. Хорошо понимая, что сек рет преодоления страха скрывается в прямом с ним столкновении, датчанин принялся мо- д елиро - а т ь ля- е т захле- б ы в а т ь - ся собственными эмоциями. После такого сеанса психологического террора человек должен раз и навсегда забыть о страхе перед «хищниками». ЛЕКАРСТВО ОТ СТРАХА П ер вым из о с в о б о дившихся от фобии каж дый раз оказывается сам свои кошмары на кино пленке. Будучи настоящим художником, который не способен создать произве дения раньше, чем выстра дает его внутри себя, он боялся, но писал сценарии, снимал и монтировал. Бо ялся, но заставлял актеров играть так, чтобы Натура л и с т и ч н о с т ь п р о и с х о д я - щего не могло бы адекватно оцениваться д а ж е в о с к л и ц а н и ем «Верю!» - в ы сш е й п о х в а л о й в «системе С т а н и с - лавского». Б о я л с я , но разра б а т ы в а л р е в о л ю ционные п р и е м ы р е ж и с с у р ы и м о н та - жа, сти равшие границы м е ж д у реальностью и ху дожественным вымыслом. Не забывал думать о буду щем кинематографа. Имен но фон Триер выступил инициатором и вдохнови телем культурного течения «Догма-95», предложив всем коллегам, озабочен ным голливудской экспан сией, подписать авторский манифест -так называемый «обет целомудрия». Не ж е лая оставаться со своими кошмарами тет-а-тет, он беспощадно делал актив ными соучастниками «вра- чевательного» процесса ни о чем не подозревавших зрителей. ИНКВИЗИТОРСКИЕ ТРИЛОГИИ Средневековых «ерети ков», как правило, судила инквизиторская коллегия из трех человек. Во време на якобинской диктатуры АТИК- во Франции и «военного комм уни зм а» в России судьбу лиц, подозрева емых в государственной измене, решали революци онные тройки. Осознанно или нет, но и Ларе фон Триер не устоял перед зло вещей магией этой цифры, разделив свое творчество на серию душераздираю щих трилогий: «Европа» («Элемент преступления», «Эпидемия» и «Европа»), «Золотое сердце» («Рассе кая волны», «Танцующая в темноте», «Идиоты») и «Америка - страна в о з можностей» («Догвилль», «Мандерлей» и готовящий ся к выходу «Вашингтон»). Каждая из них одновре менно играет роль обви нителя, судьи и палача для человеческой жестокости и общественного лицеме рия. Третьим завсегдата ем «скамьи подсудимых» неизменно оказывается ф ал ьш и вы й глянцевый кинематограф. Героев «Европы» фон Триер сталкиваете глобаль ными кризисами. Так, цент ральный персонаж «Эпиде мии» -сыгранный Дастином Хоффманом врач-вирусо лог - в одиночку пытается найти вакцину от смертель ного вируса, угрожающего гибелью человечеству. В разгар эпидемии он встре чает противодействие со стороны военной верхушки
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz