Молодежный вестник. 2008 г.
П1 ■I о ПОЛИТИКЕ № 16 (6097) 8 августа 2008 годо Только вера всех объединит Споры о том, какой должна бы ть церковь и на какой нравственной основе должна зиждиться ее жизнь, велись с незапамятных времен. В России пик околоцерковной полемики пришелся на XV век, когда лоб в лоб столкнулись идейные течения иосифлян и нестяжателей. Первые выступали за стяжание материальных благ (для вспоможения пастве) и активное участие духовенства в политической жизни, вторые -за праведную бедность и сосредоточение исклю чительно на духовных делах. Негласным победителем вышли иосифляне, вследствие чего православная церковь последовала примеру католической сестры и существенно политизировалась. ХРОНИКА РАСКОЛА Много воды утекло с тех пор, но связь между офици альной церковью и полити ческими страстями осталась нерушимой. Не миновали Киевским и всея Украины, выйдя из-под каноничес кой юрисдикции Москвы. В ответ на такой шаг Вселенс кий собор предал расколь ника анафеме и вплоть до тет. Однако миссия, как и недавние попытки форси ровать вступление Укра ины в НАТО или добиться международной оценки голодомора как геноцида они даже торжества, пос вященные 1020-летию Кре щения Руси. Еще до начала праздничных мероприятий представлялось очевид ным, что Виктор Ющенко обязательно попытается разыграть комбинацию по легитимизации отделения Украинской православной церкви от Московского патриархата. Фактическая автономизация произош ла в середине 90-х годов. Тогда бывший митропо лит Филарет-Денисенко объявил себя патриархом сегодняшнего дня объявил персоной нон грата на всех православных мероприя тиях. Не участвовал Дени сенко и в недавних юбилей ных торжествах. Впрочем, украинского президента, не понаслышке знающего об отсутствии в глоссарии большой политики слова «никогда», это нисколь ко не с 1 \^тило. Его целью было добиться расположе ния Константинопольского патриарха Варфоломея и выпросить благословления на церковный суверени украинского народа, была Виктором Ющенко с трес ком провалена. Византий ский иерарх не купился на сладкие речи и предпочел сохранить единство право славного мира. ЧТО ТАКОЕ СВЯТАЯ РУСЬ? Впрочем, если копнуть глубже, раскольнические инициативы самозваного Киевского патриархата уг рожали не только единству церкви, но и ставили под сомнение само будущее православия на Украине. Нетрудно представить себе, например, такой сценарий развития событий. Допус тим, отделение Украинской церкви от Московского пат риархата свершится. Что в первую очередь постарает ся сделать с независимой от всего мира, но только не от местечковых полити ческих интересов церко вью руководство страны? Чтобы ответ оказался пра вильным, полезно лишний раз вспомнить о том, в каком направлении ведет Украину команда Виктора Ющенко, и задуматься, что ей в этом мешает. Тогда православие предстанет серьезной угрозой, ибо по сей день, не взирая ни на какие распри, оно успешно играет роль объединяю щего начала между много численными славянскими народами. Неспроста ведь митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл вспомнил на Крещатике слова святейшего Лаврен тия Черниговского: «Рос сия, Украина, Беларусь - это есть Святая Русь !» Если разорвать связь меж ду нашими православными церквями, самостоятель ную украинскую в перс пективе можно запросто «окатоличить» (думаю , свободолюбивый клерикал Денисенко с радостью про меняет патриаршьи одеж ды на атрибутику скромно го свадебного генерала), что станет сильным ударом по «Святой Руси». Отрадно видеть, что на юбилейных торжествах возобладал здравый смысл. Но так или иначе, а ис пользование религиозной тематики для достижения политических целей не мо жет не вызывать уныния. Поставленный Александ ром Блоком во главе рево люционной колонны Иисус Христос за девяносто лет был вынужден перейти в арьергард, все в том же' белом венчике из роз. Максим ИОНОВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz