Молодежный вестник. 2008 г.

Молодежный вестник. 2008 г.

№12(6093) 11 июня 2008 года РИТМЫ ПЛАНЕТЫ Современное искусство - гениальность или безумие? В последнее время я все чаще задаю себе этот вопрос. В самом деле, что общего с прекрасным имеет этот гигантский механизм, движимый не столько талантом, сколько огромными деньгами, сумасшедшими амбициями и безумными идеями? еннале (одной из самых авторитетных выставок современного искусства в мире), где мне удалось по­ бывать, мыувидели Иисуса Христа, распятого на аме­ риканском истребителе, огромную стену с именами и фотографиями солдат, погибших в войне в Ираке, окровавленных кукол. На меня, довольно молодого и неподготовленного зри­ теля, эти поистине страш­ ные экспозиции произвели очень сильное впечатле­ ние, заставили задуматься о том, о чем я никогда не размышляла раньше. Но темы войны и смер­ ти далеко не единствен­ ные, волнующие творцов современного искусства. Провокационные фото Дэ­ вида ЛаШапеля, нюТомаса Руффа, жизнерадостные. декора стола от Захи Хадид обойдется в 114840 евро, а цена резиновой фигурки от Такеши Мураками дохо­ дит до 1 млн. долларов. И, конечно, нельзя не упомя­ нуть главного рекордсмена - Демиена Херста.Он ру­ бил коров, опускал акул в формальдегид,а его работа «РогФе 1оуе оРСос1»-плати- новый череп, инкрустиро­ ванный 8601 бриллиантом, - стала самым дорогим произведением современ­ ного искусства (100 млн. долларов). Увы, зачастую дизайне­ ры создают сущуюбессмыс­ лицу, которая просто хоро­ шо продается. Конструкция из стекла, напоминающая до боли знакомую рекламу пластиковых окон, обычные бетонные блоки с пафос- Гениальность или фарс. С нача­ ла семиде­ сятых, «от- правного п у н к т а » , прошло без малого 40 лет, и сегодня мы можем проследить за тем, как эволюционировало искусство, становясь таким, каким мы его видим в наши дни. Благодаря компьютер­ ным технологиям на новый уровень вышла фотогра- ■фия, появились ярчайшие видеоинсталляции, стало возможным не только пи­ сать, но и печатать огром­ ные картины, поражающие зрителя масштабом. В арг хитектуре идизайне начали активно использовать стек­ ло, кориан,пластмассы. Но все же главным было и остается не форма, а содержание. Посредством ярких образов актуальное искусство затрагивает на­ иболее острые проблемы современности. На пос­ ледней Венецианской би­ необыкновенно яркие, но, мягко говоря, аранновать 1 е фигурки Такеши Мураками находят поклонников по всему миру, обеспечивая авторам признание и со­ лидные гонорары. Кстати, о гонорарах. Одна из отличительных особенностей актуально­ го искусства - рекордные цены. В настоящее вре­ мя мир переживает оум на галерейно-аукционную продажу дизайнерских ве­ щей. Стальное кресло Рона Арада стоит 200 тысяч дол­ ларов, серебряный предмет «Тайна мироздания», гигантские экскременты всех цветов радуги, как бы вы назвали все это? Как видите, то, что гор­ до именуют «искусством», экспонируют в лучших га­ лереях мира, продают на аукционах за баснослов­ ные суммы, зачастую лишь арс , нелепость , плод ольного воображения сомнительных талантов, заручившихся поддержкой влиятельных покровите­ лей. Тот же Демиен Херст признается, что в течение десяти лет не мог избавить - ся от алкогольной и нар­ котической зависимости, и, по-моему, любой неис­ кушенный зритель увидит в его знаменитых работах не произведения гения, а фантазии человека под «кайфом» или находяще­ гося в глубокой депрессии. Хотя, безусловно, найдутся и знатоки, назовущие мое мнение дилетантским, а Херста - величайшим та­ лантом. Взглядов на современ­ ное искусство много. Но одно можно сказать с уве­ ренностью: равнодушным оно не оставляет никого. Оксана ЦЫБАКОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz