Молодежный вестник. 2008 г.
«1 ЭХО ФЕСТИВАЛЯ № 11 (60921 30 мая 2008 годо Два абсолютно противоположных процесса сопровождают разви тие национальных культур в наше время: разруши тельный и созида тельный. Первый с кахсдым годом ста новится интенсивнее и связан с глобали зацией. Европейское образование, изу чение универсаль ных языков, разгул скинхэдов, часто вы нуждающий скры вать принадлежность к своему народу, за прет на государствен ном уровне подде ржки национальных организаций, в том числе и через гранты. В итоге сегодня мало кто занимается ста ринными ремеслами, носит народные костюмы в быту, соблюдает тради ции. Как тут сохранить самобытность культур, сделать реальностью вза- имообогащение народов, населяющих многонаци ональное государство? Об этом немало говорили на одном из круглых столов, состоявшихся в рамках Мехсдународной ассамблеи. СТАВРОПОЛЬ «Этнокультурные осо бенности народов Север ного Кавказа» - так называ ется фестиваль, ежегодно собирающий молодежь в Ставрополье. Как расска зала Светлана Попова, его участники могут попробо вать национальную кухню, познакомиться с творчест вом делегатов, рассмотреть утварь и даже померить народные костюмы. УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ Традиция собирания на родных песен уходиткорня ми еще в начало XIX века. Кстати, в Ульяновске (быв шем Симбирске) до сих пор сохранилось уникальное собрание фольклорных текстов, записанных в те далекие годы. Но, чтобы песня осталась жива, это го мало. ^ « М Е Н Н О С Т Ь Участники постарались определить общечелове ческие ценности, свойс твенные всем культурам, остающиеся неизменными на протяжении многих ве ков. Уважение к старшим, гостеприимство, доброта, коллективизм,способность к сопереживанию, откры тость присущи всем без исключения национальным культурам. Значительная роль в их сохранении от водится молодежи, кото рой и строить будущее. Представители регионов поделились своим опытом сохранения межэтническо го согласия и построения толерантных отношений. Кстати, Липецкий фести валь социальных инициатив «Дружба народов» вызвал неподдельный интерес. ПЕРМСКИЙ КРАЙ Светлана Шаврина при гласила всех желающих на этнофутуристический фестиваль «КаМУа», кото рый с 2006 года проходит в Пермском крае. Его цель - возродить националь ные традиции и найти им современное применение. Участники, среди которых есть и уроженцы Финлян дии, Эстонии, Перу, Боли вии и других стран,стара ются вместе вложить смысл в форму почти забытых обрядов, можно сказать, творят новую мифологию. Сначала собирается ин формация, к приме|:«, о празднике нового хлеба, а затем следует непосредс твенное действие. Так, сту денты специально засеяли два поля, чтобы убрать урожай по всем правилам. Творчество объединяет людей, несмотря на то, что каждый по-своему не повторим. В течение пяти дней участники взаимо действуют в нескольких направлениях - от музыки, художественного искусава до кино и научных ко н ференций, проходящих на древних городищах. В этом году появится и новая область сотрудничества - этномода. НИЖНИЙ НОВГОРОД По мнению нижегород ских этнографов, участ ников ансамбля «Свети- цвет», народные традиции многие воспринимают как обряды, причем в поле зрения оказывается их формальная сторона. А ведь традиционная культу ра - явление более глубо кое, духовно опосредован ное, имеющее потребность постоянной реализации в жизни. Нижегородцы со бирают фольклор; а затем проводят праздники так, как это делали их предки. Чистота действа, без вся ких преобразований, его глубина - именно это и привлекает. Масленица, Троица, Рождество, Иван Купала... Рекламу на свои мероприятия энтузиасты не дают, но на одно из пос ледних пришли полторы тысячи человек, причем добрая половина из них - молодежь. Нужно, чтобы она зазву чала, уверена Валентина Сорокина, преподаватель Ульяновского музыкально педагогического коллед жа. Для своих студентов она организовала факуль тативный курс, в рамках которого ребята изучают фольклор и поют народные песни. А учащиеся школ области ведут большую ра боту по сбору материала. Например, Маша Букина из села Старый Пичеур. В этом местечке переплелись традиции нескольких на родностей. Многие обряды до сих пор являются не отъемлемой частью жизни селян. К примеру, напол нение подушки покойника чабрецом - богородицкой травой, зажигание кост ров из соломы с первой звездой накануне старого Нового года, выпекание свадебного пирога - кур ника - в доме жениха. К слову, принимают участие в этих обрядах все жители: от мала до велика. Олеся БОАЫШОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz