Молодежный вестник. 2008 г.

Молодежный вестник. 2008 г.

«1 ЭХО ФЕСТИВАЛЯ № 11 (60921 30 мая 2008 годо Два абсолютно противоположных процесса сопровождают разви тие национальных культур в наше время: разруши­ тельный и созида­ тельный. Первый с кахсдым годом ста­ новится интенсивнее и связан с глобали­ зацией. Европейское образование, изу­ чение универсаль­ ных языков, разгул скинхэдов, часто вы­ нуждающий скры­ вать принадлежность к своему народу, за­ прет на государствен­ ном уровне подде­ ржки национальных организаций, в том числе и через гранты. В итоге сегодня мало кто занимается ста­ ринными ремеслами, носит народные костюмы в быту, соблюдает тради­ ции. Как тут сохранить самобытность культур, сделать реальностью вза- имообогащение народов, населяющих многонаци­ ональное государство? Об этом немало говорили на одном из круглых столов, состоявшихся в рамках Мехсдународной ассамблеи. СТАВРОПОЛЬ «Этнокультурные осо­ бенности народов Север­ ного Кавказа» - так называ­ ется фестиваль, ежегодно собирающий молодежь в Ставрополье. Как расска­ зала Светлана Попова, его участники могут попробо­ вать национальную кухню, познакомиться с творчест­ вом делегатов, рассмотреть утварь и даже померить народные костюмы. УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ Традиция собирания на­ родных песен уходиткорня­ ми еще в начало XIX века. Кстати, в Ульяновске (быв­ шем Симбирске) до сих пор сохранилось уникальное собрание фольклорных текстов, записанных в те далекие годы. Но, чтобы песня осталась жива, это­ го мало. ^ « М Е Н Н О С Т Ь Участники постарались определить общечелове­ ческие ценности, свойс­ твенные всем культурам, остающиеся неизменными на протяжении многих ве­ ков. Уважение к старшим, гостеприимство, доброта, коллективизм,способность к сопереживанию, откры­ тость присущи всем без исключения национальным культурам. Значительная роль в их сохранении от­ водится молодежи, кото­ рой и строить будущее. Представители регионов поделились своим опытом сохранения межэтническо­ го согласия и построения толерантных отношений. Кстати, Липецкий фести­ валь социальных инициатив «Дружба народов» вызвал неподдельный интерес. ПЕРМСКИЙ КРАЙ Светлана Шаврина при­ гласила всех желающих на этнофутуристический фестиваль «КаМУа», кото­ рый с 2006 года проходит в Пермском крае. Его цель - возродить националь­ ные традиции и найти им современное применение. Участники, среди которых есть и уроженцы Финлян­ дии, Эстонии, Перу, Боли­ вии и других стран,стара­ ются вместе вложить смысл в форму почти забытых обрядов, можно сказать, творят новую мифологию. Сначала собирается ин ­ формация, к приме|:«, о празднике нового хлеба, а затем следует непосредс­ твенное действие. Так, сту­ денты специально засеяли два поля, чтобы убрать урожай по всем правилам. Творчество объединяет людей, несмотря на то, что каждый по-своему не­ повторим. В течение пяти дней участники взаимо­ действуют в нескольких направлениях - от музыки, художественного искусава до кино и научных ко н ­ ференций, проходящих на древних городищах. В этом году появится и новая область сотрудничества - этномода. НИЖНИЙ НОВГОРОД По мнению нижегород­ ских этнографов, участ­ ников ансамбля «Свети- цвет», народные традиции многие воспринимают как обряды, причем в поле зрения оказывается их формальная сторона. А ведь традиционная культу­ ра - явление более глубо­ кое, духовно опосредован­ ное, имеющее потребность постоянной реализации в жизни. Нижегородцы со­ бирают фольклор; а затем проводят праздники так, как это делали их предки. Чистота действа, без вся­ ких преобразований, его глубина - именно это и привлекает. Масленица, Троица, Рождество, Иван Купала... Рекламу на свои мероприятия энтузиасты не дают, но на одно из пос­ ледних пришли полторы тысячи человек, причем добрая половина из них - молодежь. Нужно, чтобы она зазву­ чала, уверена Валентина Сорокина, преподаватель Ульяновского музыкально­ педагогического коллед­ жа. Для своих студентов она организовала факуль­ тативный курс, в рамках которого ребята изучают фольклор и поют народные песни. А учащиеся школ области ведут большую ра­ боту по сбору материала. Например, Маша Букина из села Старый Пичеур. В этом местечке переплелись традиции нескольких на­ родностей. Многие обряды до сих пор являются не­ отъемлемой частью жизни селян. К примеру, напол­ нение подушки покойника чабрецом - богородицкой травой, зажигание кост­ ров из соломы с первой звездой накануне старого Нового года, выпекание свадебного пирога - кур­ ника - в доме жениха. К слову, принимают участие в этих обрядах все жители: от мала до велика. Олеся БОАЫШОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz