Молодежный вестник. 2008 г.

Молодежный вестник. 2008 г.

в аж ны й в о п р о с № 11 (60921 30 мая 2008 года ПОДГОТОВКИ кадров - вы­ звала не меньше шума и споров в ученом сообщес­ тве. С 1сентября 2009 года устоявшаяся формула «пять лет учебы - диплом - рынок труда/аспирантура» будет заменена программой ба­ калавриата и магистратуры, прописанной в Болонской конвенции - базовом до ­ кументе западной модели образования. Авторы проекта поспе­ шили заверить все заин­ тересованные стороны в том, что именно он - единс­ твенно правильный ответ на требования времени. В концепции реформы, например, сказано, что измененный порядок обу­ чения призван оживить рынок труда, повысить самостоятельность вузов (на уровне бакалавриата им разрешается самосто­ НЕЛЬЗЯ СОХРАНИТЬ ятельно формировать до 25 процентов образова­ тельных программ, а на уровне магистратуры - до 50) и сделать отечествен­ ные дипломы конкурентос­ пособными за рубежом. Однако и здесь разрыв между теорией и практикой грозит стать величиною в пропасть. Первый вопрос: можно ли вообще претворить в жизнь забытый со времен сталинизма и стахановс­ кого движения лозунг о пятилетке в четыре года на образовательном поп­ рище? Возможно ли под­ готовить квалифициро­ ванного педагога, врача или инженера, отобрав у него целый год обуче­ ния? Сторонники уверяют, что и то, и другое вполне реально, ибо важно не количество потраченного времени, а качество ме­ тодики подготовки. К тому же для полного овладения всеми профессиональны­ ми навыками следует не сидеть до бесконечности в аудиториях, а поскорее осваиваться на практике, интенсивно занимаясь самообразованием. Вторая проблема за­ ключается в готовности са­ мих вузов за небольшой, в общем-то, промежуток времени настроиться на новую волну. Пока о полной поддержке министерских шагов заявил лишь ряд столичных университетов (а МИСиС и МФТИ объявили даже о досрочном наборе бакалавров), а также не­ сколько высших образо­ вательных учреждений из Санкт-Петербурга, Казани и Уфы. Но какой бы широ­ кой ни выглядела данная география, масштабов на­ шей необъятной Родины она пока не покрывает. Перестроятся ли, подоб­ но вузам-локомотивам , их более консервативные аналоги или попадут под хищный оскал естественно­ го отбора? Третья оказия кроется непосредственно в про­ цедуре перехода из бака­ лавров в магистры. Часть магистратур предполагает­ ся оставить на бюджетном попечении, но значитель­ ной будет и коммерческая доля. Все ли бакалавры, пожелавшие забраться на ступеньку выше, попадут в равные условия или кому- то сие попросту окажется не по карману? И это малая толика всех насущных вопросов. А ведь еще не было разговора, до­ пустим, о новых стандартах, которые элементарно могут не успеть закупить. Словом, каков окажется истинный результат сме­ лого правительственного эксперимента, нам только предстоит оценить. В от­ личие от того же ЕГЭ, здесь пока нет даже промежуточ­ ных данных, позволяющих делать выводы. Максим ИОНОВ КОММЕНТАРИИ Дмитрий Ливанов (ректор Московского инсти­ тута стали и сплавов): - Во-первых, эта система более гибко отзывается на запросы экономики. Человек должен постоянно обновлять багаж знаний, учиться. Двухуровневая сис­ темадаетему возможность, с одной стороны, получить базовое образование - бакалавриат, который является просто ответом на тенденцию всеобщности высшего образования. А сдругой - все-такиподготовитьсяк кон­ кретнойдеятельности в магистратуре, где профессора будутработать вместе с компаниями и готовить кадры по их заказам. Во-вторых, двухуровневая система все- такизадаетмеждународный форматнашему образова - нию. Нужно, чтобы к нам снова поехали иностранные студенты. Для этого необходимы дипломы, которые в их странах принимают. В-третьих, нашимлюдям будет легче трудоустраиваться за границей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz