Молодежный вестник. 2008 г.
в аж ны й в о п р о с № 11 (60921 30 мая 2008 года ПОДГОТОВКИ кадров - вы звала не меньше шума и споров в ученом сообщес тве. С 1сентября 2009 года устоявшаяся формула «пять лет учебы - диплом - рынок труда/аспирантура» будет заменена программой ба калавриата и магистратуры, прописанной в Болонской конвенции - базовом до кументе западной модели образования. Авторы проекта поспе шили заверить все заин тересованные стороны в том, что именно он - единс твенно правильный ответ на требования времени. В концепции реформы, например, сказано, что измененный порядок обу чения призван оживить рынок труда, повысить самостоятельность вузов (на уровне бакалавриата им разрешается самосто НЕЛЬЗЯ СОХРАНИТЬ ятельно формировать до 25 процентов образова тельных программ, а на уровне магистратуры - до 50) и сделать отечествен ные дипломы конкурентос пособными за рубежом. Однако и здесь разрыв между теорией и практикой грозит стать величиною в пропасть. Первый вопрос: можно ли вообще претворить в жизнь забытый со времен сталинизма и стахановс кого движения лозунг о пятилетке в четыре года на образовательном поп рище? Возможно ли под готовить квалифициро ванного педагога, врача или инженера, отобрав у него целый год обуче ния? Сторонники уверяют, что и то, и другое вполне реально, ибо важно не количество потраченного времени, а качество ме тодики подготовки. К тому же для полного овладения всеми профессиональны ми навыками следует не сидеть до бесконечности в аудиториях, а поскорее осваиваться на практике, интенсивно занимаясь самообразованием. Вторая проблема за ключается в готовности са мих вузов за небольшой, в общем-то, промежуток времени настроиться на новую волну. Пока о полной поддержке министерских шагов заявил лишь ряд столичных университетов (а МИСиС и МФТИ объявили даже о досрочном наборе бакалавров), а также не сколько высших образо вательных учреждений из Санкт-Петербурга, Казани и Уфы. Но какой бы широ кой ни выглядела данная география, масштабов на шей необъятной Родины она пока не покрывает. Перестроятся ли, подоб но вузам-локомотивам , их более консервативные аналоги или попадут под хищный оскал естественно го отбора? Третья оказия кроется непосредственно в про цедуре перехода из бака лавров в магистры. Часть магистратур предполагает ся оставить на бюджетном попечении, но значитель ной будет и коммерческая доля. Все ли бакалавры, пожелавшие забраться на ступеньку выше, попадут в равные условия или кому- то сие попросту окажется не по карману? И это малая толика всех насущных вопросов. А ведь еще не было разговора, до пустим, о новых стандартах, которые элементарно могут не успеть закупить. Словом, каков окажется истинный результат сме лого правительственного эксперимента, нам только предстоит оценить. В от личие от того же ЕГЭ, здесь пока нет даже промежуточ ных данных, позволяющих делать выводы. Максим ИОНОВ КОММЕНТАРИИ Дмитрий Ливанов (ректор Московского инсти тута стали и сплавов): - Во-первых, эта система более гибко отзывается на запросы экономики. Человек должен постоянно обновлять багаж знаний, учиться. Двухуровневая сис темадаетему возможность, с одной стороны, получить базовое образование - бакалавриат, который является просто ответом на тенденцию всеобщности высшего образования. А сдругой - все-такиподготовитьсяк кон кретнойдеятельности в магистратуре, где профессора будутработать вместе с компаниями и готовить кадры по их заказам. Во-вторых, двухуровневая система все- такизадаетмеждународный форматнашему образова - нию. Нужно, чтобы к нам снова поехали иностранные студенты. Для этого необходимы дипломы, которые в их странах принимают. В-третьих, нашимлюдям будет легче трудоустраиваться за границей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz