Молодежный вестник. 2008 г.

Молодежный вестник. 2008 г.

№ 11 (6092) 30 мая 2008 года важ ны й в о п р о с с 1 сентября 2009 года все вузы должны будут перейти на новый, двух­ уровневый, принцип работы. Вместо пятилетней подготовки специалистов им придется - уже в течение четырех лет - выпускать на рынок труда бака­ лавров или магистров, согласившихся повысить образовательный уровень. Вкупе с ЕГЭ эта мера станет основным направлением в реформе системы российского образования, которую долго и вопреки сопротивлению с мест претворяет в жизнь профильное ведомство Андрея Фурсенко. заданий (особенно по гу­ манитарным дисципли ­ нам), поначалу бросавших в дрожь даже бывалых преподавателей. А еще и позиция Министерства об­ разования и науки с раз­ решительной сменилась на директивную. Отныне ректоры всех университе­ тов, включая до последнего сопротивлявшегося планам чиновников Виктора Садов­ ничего, обязаны принимать студентов в соответствии с результатами ЕГЭ. И точка. Возражения, замечания и пожелания в расчет не при­ нимаются! сухой остаток знании, уме­ ний и навыков. Кроме того, сама перспектива поступить в престижный московс­ кий вуз без необходимости представать перед суровой столичной прос|)ессурой и не покидая пределов род­ ного периферийного го ­ рода греет сердце не хуже любой сберкнижки. Встречаются и другие мнения. Привыкшие мыс­ лить не схематично, а твор­ чески и полагаться нена эру­ дицию, а на мышление как таковое, напротив, смотрят в будущее с тревогой. Они готовы лучше потратиться на билет в Златоглавую, только бы сохранить в силе природные преимущества. Впрочем, и по их опасени­ ям уже прозвонил колокол. Гостдарство сделало свой выбор окончательно и бес­ поворотно. Следовательно, СЕМЬ БЕД - ОДИН ЕГЭ! Начало обширной ре­ форме было положено в 2002 году, когда выпускные школьные и вступительные вузовские экзамены в экс­ периментальных целях (с этого года - уже и в обяза­ тельном порядке) заменили на Единый государственный. Реакция со стороны ученого и ученического сообществ РЕФОРМИРОВАТЬ поступления талантливой молодежи в элитные «аль­ ма-матер» страны незави­ симо от места проживания (чтобы не приходилось са­ мородкам из провинции всякий раз добираться до Отныне ректоры всех университетов обя­ заны принимать студентов в соответствии с результатами ЕГЭ. долго себя ждать не за­ ставила. На первых порах численность сторонников новшества едва ли превы­ шала количество людей, участвовавших в его разра­ ботке и проведении. И как бы ни пытались чиновники из Министерства образо­ вания и науки представить ЕГЭ как панацею от многих проблем, каждый их аргу­ мент «за» наталкивался на десятки доводов «против». По замыслу, централизо­ ванное государственноетес­ тирование преследовало не­ сколько целей. Во-первых, снизить общую нагрузку на учащихся (один экзамен все-таки меньше двух). Во- вторых, низвести возмож­ ность коррупционных схем приема в вузы до уровня лженаучной фантастики и создать равные условия для столицы наудачу с обозом, груженным рыбой). Находили чем париро­ вать и скептики. Встреча с неизвестным - всегда боль­ ший стресс, нежели работа с проверенным многими поколениями механизмом. Поэтому жизнь абитуриен­ тов с введением ЕГЭ легче не станет. Да и на месте отрубленной головы у кор­ рупционной гидры, при желании, может вырасти новая, уже с необходимым иммунитетом к изменив­ шимся условиям. Поэтому сравнивать чистоту уни­ фицированного экзамена со слезой младенца, мягко говоря, преждевременно. За шесть лет длитель­ ности эксперимента острых углов если и стало меньше, то ненамного. Разве толь­ ко повысилось качество Реакция самих экзаме­ нуемых также противоре­ чива. Некоторые одиннад­ цатиклассники встретили инновацию с оптимизмом. Дескать, не нужно теперь упражняться в красноречии тет-а-тет с преподавателем (это для гуманитариев). Модернизированная систе­ ма проверки не реагирует на изящные словеса и абстрак­ тный потенциал, а измеряет ЕГЭ, каким бы спорным и несовершенным он ни был, совсем скоро займет место единственного моста между школой и институтом. ДАЕШЬ ПЯТИЛЕТКУ В ЧЕТЫРЕ ГОДА! Но не госэкзаменом единым жив процесс мо­ дернизации российского образования. Вторая вол­ на реформы - переход на двухуровневую систему 4 _

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz