Молодежный вестник. 2008 г.
помнит МОРЕ ГЕРОЕВ Мы продолжаем цикл публикаций, посвященных победе наших героических земляков в Великой Отечественной войне. Сегодняшний рассказ - о Николае Белове. Боевая тревога! Мы были предупреждены, что само леты немецкие. Открыли огонь. Один самолет с шлейфом черного дыма отстал от остальных. Еще через час мы вышли в Его призвали на флот из Липецка в 1938 году. Невысокий, плотно сби тый юноша пфажал своей силой. В учебном отряде подводного плавания Ни колай был одним из луч ших спортсменов. А вот со специальностью поначалу не ладилось. Стал допол нительно заниматься по вечерам, частенько обра щался за помощью к своему наставнику. И результат не замедлил сказаться: эк замены сдал на твердую четверку. Теперь Белову не стыдно было появиться на лодке - свою «сорока- пяточку» он знал хорошо и цели поражал с первых выстрелов. С группой подводников Николай поездом приехал в Клайпеду, где базиро вались лодки 24-го диви зиона. Его направили слу жить на «малютку» М-81. Небольшая по размерам субмарина представля ла собой грозное оружие. После советско-финской войны, когда подводники уничтожили тральщик и транспорт водоизмещени ем 1200 тонн, о них разнес лась добрая слава. В 1941 году на лодке за канчивались ремонтные ра боты. Служба земляка шла своим чередом. И вдруг началась Великая Отечес твенная война. 22 июня командир лодки капитан- лейтенант Ф. А. Зубков за писал в своей книжке: «Этот день был самым страш ным в году... По тревоге вскочили с коек, похватали противогазы и побежали на лодку. Не успели принять боевые торпеды, как над гаванью появились три самолета, очень похожие на наши «СБ». Когда одна из батарей открыла огонь, мы недоумевали... Через час появилось уже около 20 самолетов. бардировщик. По сигналу «Срочное погружение» все, кто был на мостике, быстро спустились вниз. Лодка уходила под воду, когда рядом взорвалась 500-килограммовая бомба. Взрывной волной «малют ку» отбросило в сторону. Некоторыемеханизмыбыли сорваны с фундаментов. Плафоны освещения раз море». Сослуживцы поз дравили старшину 2-й статьи Николая Белова с боевой удачей, а коман дир объявил ему благо дарность. В море М-81, согласно поставленной комдивом боевой задаче, вела поиск вражеских судов и боевых кораблей с целью их унич тожения. 23 июня, когда лодка всплыла в надводное положение для зарядки аккумуляторных батарей, моряки наблюдали, как фашисты бомбили Либа- ву. Вдруг из-за облаков вынырнул немецкий бом бились. Двигатель вышел из строя. Сознавая всю остроту опасности, мотористы во главе с инженер-лейтенан том Б. В. Ракитиным начали устранять повреждение. В отсеках не хватало кислоро да, но моряки не сдавались. Когда инженер-механик потерял сознание, ремонт ные работы возглавил стар шина моторной группы П. С. Семин. Вскоре он доложил командиру лодки: - Дизель введен в строй. Прошу всплыть в надводное положение для его испыта ния в работе. Лодка всю ночь заряжа ла батареи, а компрессоры пополняли запасы воздуха высокого давления, «наби вая» баллоны под завязку. На мостик поднялся радист и доложил, что приказано идти в Ригу. Командир, вни мательно прочитав расшиф рованное распоряжение, приказал лечь на нужный курс. В Риге долго не задер жались. Заварили листы обшивки легкого корпуса. Провели ремонт механиз мов, пополнили запасы. Командующий флотом при казал бросить все силы в район Таллина, где шли ожесточенные бои на суше,' в воздухе и на море. Лодке предстояло осуществлять боевое патрулирование и периодически доклады вать об обстановке. Особо оговаривалось, какие сле дует принять меры, что бы не пропустить через свой район фашистские корабли. Но на переходе в надводном положении «малютка» была атакована вражеской подводной лод кой. От разрыва торпеды она разломилась надвое и сразу затонула. Вскоре к месту траге дии подошел советский корабль. Из воды подняли мертвого командира лодки Ф. А. Зубкова, тяжелора неного инженер-механика Б. В. Ракитина, контужен ных П. С. Семина и В. С. Преображенского. В от секах подводной лодки навечно остались двенад цать ее членов: Н. В. Белов, П. И.Волков, В.Т. Воробьев, Б. С. Геворкьянц, Е. П. Долгов, А. И. Ильин, Г. И. Ильин, Е. С. Крикливский, К. А. Ру мянцев, А. Л. Симонов, А. М. Федосов, М. Е. Федулов. И лишь в 1961 году М-81 подняли со дна моря. Тогда и были обнаружены запис ная книжка командира и вахтенный журнал, по кото рым восстановлена хроника событий... Анатолий БЕРЕЗНЕВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz