Лица (г. Липецк), 2021 г.
Та, что поменьше, — в музыкальной школе посёлка Солидарность. Так мы с преподавателями охватываем больше мест, где можно посещать занятия, — объясняет отец Диони- сий. — Сейчас в школе учится 30 детей из разных уголков района. ФОРМИРУЯ НЕЙРОННЫЕ СВЯЗИ Сам отец Дионисий — из рода свя- щеннослужителей. Детство и юность прошли в Средней Азии, куда в годы гонений был сослан его дед — прото- иерей Николай Тепляшин. После ам- нистии возвращаться на родину было опасно, потому семья обосновалась в Киргизии. — Папа священником не стал — трудные времена вынудили отказаться от учёбы в семинарии и с юных лет ис- кать работу. Он трудился на мебельной фабрике, затем стал высококлассным сварщиком. Даже награждён орденом Труда, — вспоминает отец Дионисий. — Однако с церковью был неразрывно связан. Как и моя мама, всю осознан- ную жизнь пел на клиросе. Имея такого наставника, отец Дио- нисий мог бы блестяще освоить рабочую профессию. Но ещё подростком задавался вопросом, кем хочет стать, и чётко понимал: сердце тянется к священству. А ещё к родной земле. Как иначе, когда корни глубоко российские? По отцовской линии — Кировская область, по материнской — Сара- товская. Родственники нашлись и в Ельце. Так юноша оказался в Липецкой области. Окончил филологический факультет Елец- кого государственного универси- тета. Через год поступил в Москов- скую духовную академию. Стал диаконом и без малого 20 лет как священник. О том, как музыка вошла в его жизнь, отец Дионисий вспоминает с улыб- кой: в детстве занимался ей всего лишь год. Хотелось играть с друзь- ями, а не заучивать ноты. Ценность такого образования осознал только спустя годы. Поэтому изо всех сил старается привить любовь к искус- ству уже своим детям. — Трое из четверых уже окончили му- зыкальнуюшколу. Говорю: «Вы меня ещё не раз вспомните с благодарно- стью», — смеётся отец Дионисий. — Занятия музыкой затрагивают особые зоны мозга, формируют сложные нейронные связи. Да и развивают культурно. Я тоже сейчас «догоняю». Многое изучаю самостоятельно — даётся нелегко, но понимаю, как важны эти знания. ЗАТО НАШЕ Звонарь должен любить своё дело безусловно, ведь колокол — не про- сто инструмент — живой организм. И по строению схож с человеческим. Ушки, тулово, юбка, язык, яблоко — его части напоминают нас самих. А неправильным звоном и безответ- ственным отношением ему можно на- вредить. Даже длина ударной части конструкции должна быть подобрана идеально. Чем длиннее необходимо- го будет язык, тем выше шанс гибели колокола. Настроение звонаря напрямую пере- даётся инструменту. Это отчётливо слышно в ритме, силе удара и музы- кальных рисунках. А их, оказывается, великое множество. —Сыграть можно по-разному. Напри- мер, великопостный звон — медлен- ный благовест, совершаемый только с одной стороны колокола. А вот пасхальный совсем другой — торже- ственный, ни с чем не спутаешь, — объясняет отец Дионисий. — Или перебор — погребальный звон. Начи- нается с маленького колокольчика — символа рождения. А заканчивается тяжёлым низким звуком Благовест- ника — окончанием жизни. В каждом ударе заложен особый смысл. Оттого отец Дионисий и не любит популярные электронные звонари, когда удар в колокол даёт натяжение специальных тросов. В программу можно заложить несколько десятков звонов — выбирай любой. Одна- ко нет в этом ни чувства, ни души, ни традиций. Ученикам школы вылили звонницу из девяти колоколов. Для удобства детей её сделали напольной — заниматься сможет даже первоклассник. Она, кстати, ещё и «походная». Благодаря лёгкому разбору ребята ездят на фестивали и конкурсы со своим инструментом ДЕКАБРЬ 2024 № 12 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz