Лица (г. Липецк), 2021 г.

Лица (г. Липецк), 2021 г.

31 З вук скрипящей под рез- цом стружки с детства для него священный. С пяти лет Александр уже умело орудовал стамеской. Сам делал игрушки и развлекал деревянными пистолетами и автоматами улицу. Все соседские мальчишки приходи- ли к нему вооружаться. Стремление к творчеству разглядел в нём отец Валентин Степанович. Сам одарён- ный от природы многими талантами, он и сыну передал навыки резьбы по дереву и всячески поддерживал желание мальчика рисовать. Во дворе дома Коноваловых стоял верстак, за которым постоянно стро- гали, резали, творили деревянные истории. Мастер застал ещё те далё- кие времена, когда не было электри- чества, а вместо него керосиновая лампа. —Мы жили в слободе, на сельской территории, город был через до- рогу, — вспоминает он. — Держали скотину, огород, при этом родители работали на заводе. Слободская жизнь такая — с утра ты крестьянин, днём рабочий, а вечером снова крестьянин. СКУЛЬПТУРНАЯ ФОТОГРАФИЯ Тему семьи Александр отразил и в своих скульптурах. Одна из них — «Последняя фотография деда». На самом деле такого сним- ка никогда не было. Художник так увидел историю своих родных и уве- ковечил в дереве. В композиции он изобразил деда и бабушку, своего трёхлетнего отца и двух его сестёр. — Деда призвали в 41-м. Уже через несколько месяцев он пропал без вести в степях под Донецком, — рассказывает Коновалов. —Отец его практически не помнил. Его растила улица. Он умел очень многое. Прекрасно рисовал, писал стихи, научился вырезать из дерева, сам построил дом, воспитал двух сыновей. Он и нас с братом приоб- щал к ремеслу, искусству. Был очень сильный, спортивный, жал гири, ломал подковы. У меня есть работа, где я изобразил его с двумя золо- тыми гирями, которые улыбаются — это мы с братом. В новом, пока ещё пустом доме, отец разрешил будущему художни- ку рисовать на стенах. Мальчик мог делать всё что хотел. Эта абсолютная свобода творчества заложила основу на все последующие годы. Отец увидел у сына интерес и способности и стал водить его на занятия к лебе- дянским художникам. Они учили его рисовать, каждый понемногу. А потом Валентин Степанович, человек простой, но очень мудрый, отправил сына-пятиклассника в Москву, в ху- дожественнуюшколу при институте имени Сурикова. В интернате его ждала очень суровая жизнь. Дедовщина похлеще, чем в армии. Старшие прессовали младших. — Помню, как бежал за поездом и кричал, чтобы мама забрала меня, — рассказывает мастер. — Когда тебе всего 12, трудно справляться с такими жёсткими условиями. Мы жили в комнате на 12 человек. Окна прямо на Третьяковку. В стенах этой казар- мы проходили все наши мальчише- ские баталии, поединки на подушках. Многие их тех «воинов» стали акаде- миками. В профессиональном плане школа была великолепная. Там обуча- лись дети знаменитых московских художников. Нас, провинциалов, было не больше двух-трёх десятков. Каждую четверть устраивали про- смотры, растягивали длинные листы от потолка до пола. И все четыре эта- жа школы показывали работы. Я всей душой впитывал эту атмосферу твор- чества. Талантливые преподаватели тогда воспитали во мне способность к образному мышлению. Среди работ Коновалова немало религиозных сюжетов. Интересна скульптура, которую он назвал «Троица в Гефсиманском саду». На её создание вдохновило предание, связанное с Троицким монастырём в Лебедяни НЕСКОЛЬКО ВАГОНОВ ЛЕСА Отучившись в школе четыре года, Александр вернулся в Лебедянь. Поступил на худграф липецкого пед- института. Занимался живописью, но предпочёл резьбу по дереву. После учёбы ради квартиры устро- ился на завод строительных машин в Лебедяни. Но задержался там надолго. Прошёл путь от инженера до начальника деревообрабатываю- щего цеха. В девяностые производ- ство закрылось. В то время церкви вернули Ново-Казанский собор — главный храм Лебедяни. Настоя- тель предложил мастеру сделать иконостас. Коновалов взялся за дело и вырезал ещё несколько десятков в храмах по всему региону. Тяжёлую филигранную работу выполнял вручную, без современных инстру- ментов и подсказок из Интернета. Маленьким ножиком несколько вагонов леса настрогал. — Когда только начинал, инфор- мации было мало, — рассказывает он. — Всего несколько книжек, не то, что сейчас. Собирал по фрагментам, что-то придумывал сам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz