Лица (г. Липецк), 2021 г.
— Для прогрессивной молодёжи это был яркий, красочный, добрый мир, — вспоминает он. — Я получил очень много впечатлений, которые до сих пор не исчерпал в инструмен тальной музыке. Именно это клуб ное прошлое помогло создать свой стиль, отличающий меня от других коллег. Когда по всей стране клубы стали закрываться, танцполы опусте ли, Вадим решил всё бросить. Но молчать получилось не больше двух лет. В тот период он увлёкся О ЧЁМ ПОЁТ НЕБО Главный источник вдохновения композитора — природа как проти вовес урбанизированной культуре. Об этом контрасте он пытается рас сказать в своём творчестве. Какое- то время Вадим увлекался полевыми записями. Ездил с диктофоном и записывал звуки природы. Из впе чатлений от пения птиц, ритмичного покачивания деревьев, шелеста листьев, плеска воды и рождались потом его композиции. Эмоции он накапливает и в походах — Адыгея, Архыз, Горный Алтай, Камчатка. — Весь жизненный арсенал у тебя в рюкзаке за плечами. Не ловит телефон. Абсолютно другой климат. Это некий элемент выживания. Ты словно находишься в кадре како го-то фильма. Горы, умиротворяю щая атмосфера. Вокруг ни одного населённого пункта. Очень сильное впечатление. Не описать словами, но музыкальный язык позволяет, — делится Вадим. — Зимой, когда уже нет повода часто выходить на улицу, а дома уютно, сажусь за инструмент. Включаю тёплую лампу, настраиваю освещение и начинаю записывать. Многие его композиции навеяны размышлениями о времени. Секун ды, минуты, часы, сезоны. Почему они то несутся с бешеной скоро стью, то тянутся и проваливаются куда-то в вечность? Субъективные ощущения связаны с эмоциями. Их Басов тоже пытается описы вать на языке музыки, осмысливать в звуках. Любимое время для творчества — раннее утро. Первые четыре часа после пробуждения он называет часами души. Всё вокруг ещё спит, абсолютная, вакуумная тишина, го лова не успела наполниться мысля ми, сил и энергии много. Его музыка не только про природу, но и про космос в более широком смысле. Он часто смотрит ввысь, размышляя над тайнами Вселенной. Любит наблюдать за чередовани ем времён года, как прибавляются и убавляются световые дни, меня ются краски. Ему нравится фотогра фировать, чем живёт небо: рассветы, закаты, причудливые скопления облаков. И тут же слышать мелодии. инструментальными композициями. На творчество вдохновляла класси ка, которую много слушал в детстве. Он снова возвратился к Римско му-Корсакову, Чайковскому, Григу и, конечно же, Баху. Это отдельная любовь. Именно благодаря Баху Ва дим открыл для себя большую связь музыки и математики. Слушал его произведения и представлял форму лы, алгоритмы. Вторым источником вдохновения оказалась музыка кино, особенно западные кинокомпозито ры Ханс Циммер и Джон Уильямс. Эти мелодии долго жили в нём, чтобы вылиться в собственные композиции. Вадим начал с покупки полноразмерного электронного пи анино. Изучал подробные разборы произведений в Интернете, по следовательность, положение рук. Научился воспроизводить музыку, потом стал что-то изменять, добав лять и, наконец, создавать своё. — Из импровизаций появляются фрагменты, которые я обыгрываю с разными настроениями, инто нациями, — рассказывает компо зитор. — Потом они органически складываются сами один в один. Очень люблю струнную группу. Беру компьютерные симуляторы для скрипки, виолончели, альта и на клавишах их играю, затем после небольших редакций перево жу всё в нотный текст. Приглашаю профессиональных музыкантов, ставим микрофон и записываем. Они с удовольствием включились в этот процесс. Я всё время боялся, что будет осуждение. Может, оно и есть. Не претендую на академизм. Формат неоклассики — понятный, лёгкий, приятный. Он как трамплин. Весь жизненный арсенал у тебя в рюкзаке за плечами. Не ловит телефон. Абсолютно другой климат. Это некий элемент выживания. Ты словно находишься в кадре какого-то фильма. Горы, умиротворяющая атмосфера. Вокруг ни одного населённого пункта. Очень сильное впечатление. Не описать словами, но музыкальный язык позволяет ОКТЯБРЬ 2024 № 10 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz