Лица (г. Липецк), 2021 г.

Лица (г. Липецк), 2021 г.

— Для прогрессивной молодёжи это был яркий, красочный, добрый мир, — вспоминает он. — Я получил очень много впечатлений, которые до сих пор не исчерпал в инструмен­ тальной музыке. Именно это клуб­ ное прошлое помогло создать свой стиль, отличающий меня от других коллег. Когда по всей стране клубы стали закрываться, танцполы опусте­ ли, Вадим решил всё бросить. Но молчать получилось не больше двух лет. В тот период он увлёкся О ЧЁМ ПОЁТ НЕБО Главный источник вдохновения композитора — природа как проти­ вовес урбанизированной культуре. Об этом контрасте он пытается рас­ сказать в своём творчестве. Какое-­ то время Вадим увлекался полевыми записями. Ездил с диктофоном и записывал звуки природы. Из впе­ чатлений от пения птиц, ритмичного покачивания деревьев, шелеста листьев, плеска воды и рождались потом его композиции. Эмоции он накапливает и в походах — Адыгея, Архыз, Горный Алтай, Камчатка. — Весь жизненный арсенал у тебя в рюкзаке за плечами. Не ловит телефон. Абсолютно другой климат. Это некий элемент выживания. Ты словно находишься в кадре како­ го-то фильма. Горы, умиротворяю­ щая атмосфера. Вокруг ни одного населённого пункта. Очень сильное впечатление. Не описать словами, но музыкальный язык позволяет, — делится Вадим. — Зимой, когда уже нет повода часто выходить на улицу, а дома уютно, сажусь за инструмент. Включаю тёплую лампу, настраиваю освещение и начинаю записывать. Многие его композиции навеяны размышлениями о времени. Секун­ ды, минуты, часы, сезоны. Почему они то несутся с бешеной скоро­ стью, то тянутся и проваливаются куда-то в вечность? Субъективные ощущения связаны с эмоциями. Их Басов тоже пытается описы­ вать на языке музыки, осмысливать в звуках. Любимое время для творчества — раннее утро. Первые четыре часа после пробуждения он называет часами души. Всё вокруг ещё спит, абсолютная, вакуумная тишина, го­ лова не успела наполниться мысля­ ми, сил и энергии много. Его музыка не только про природу, но и про космос в более широком смысле. Он часто смотрит ввысь, размышляя над тайнами Вселенной. Любит наблюдать за чередовани­ ем времён года, как прибавляются и убавляются световые дни, меня­ ются краски. Ему нравится фотогра­ фировать, чем живёт небо: рассветы, закаты, причудливые скопления облаков. И тут же слышать мелодии. инструментальными композициями. На творчество вдохновляла класси­ ка, которую много слушал в детстве. Он снова возвратился к Римско­ му-Корсакову, Чайковскому, Григу и, конечно же, Баху. Это отдельная любовь. Именно благодаря Баху Ва­ дим открыл для себя большую связь музыки и математики. Слушал его произведения и представлял форму­ лы, алгоритмы. Вторым источником вдохновения оказалась музыка кино, особенно западные кинокомпозито­ ры Ханс Циммер и Джон Уильямс. Эти мелодии долго жили в нём, чтобы вылиться в собственные композиции. Вадим начал с покупки полноразмерного электронного пи­ анино. Изучал подробные разборы произведений в Интернете, по­ следовательность, положение рук. Научился воспроизводить музыку, потом стал что-то изменять, добав­ лять и, наконец, создавать своё. — Из импровизаций появляются фрагменты, которые я обыгрываю с разными настроениями, инто­ нациями, — рассказывает компо­ зитор. — Потом они органически складываются сами один в один. Очень люблю струнную группу. Беру компьютерные симуляторы для скрипки, виолончели, альта и на клавишах их играю, затем после небольших редакций перево­ жу всё в нотный текст. Приглашаю профессиональных музыкантов, ставим микрофон и записываем. Они с удовольствием включились в этот процесс. Я всё время боялся, что будет осуждение. Может, оно и есть. Не претендую на академизм. Формат неоклассики — понятный, лёгкий, приятный. Он как трамплин. Весь жизненный арсенал у тебя в рюкзаке за плечами. Не ловит телефон. Абсолютно другой климат. Это некий элемент выживания. Ты словно находишься в кадре какого-то фильма. Горы, умиротворяющая атмосфера. Вокруг ни одного населённого пункта. Очень сильное впечатление. Не описать словами, но музыкальный язык позволяет ОКТЯБРЬ 2024 № 10 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz