Лица (г. Липецк), 2021 г.

Лица (г. Липецк), 2021 г.

Текст Юлия ИРЗАЕВА Фото Екатерина СТЕПАНОВА, архив Юлии ИРЗАЕВОЙ Это, пожалуй, самый сложный для меня вопрос. Наверное, это мои выпускники. Их успехи, их благо- получно складывающиеся судьбы, профессиональная деятельность. А ещё их сообщения, доходящие до меня сквозь годы: «Юлия Сер- геевна, я наконец-то поступила в театральный!», «У меня родилась дочка! А Вы как?», «Я пишу Вам с СВО, скоро отпустят в Липецк, получится встретиться?», «Вы в Москве? Я подъеду!». Когда мои взрослые дети со словами бла- годарности поздравляют с Днём учителя, глаза становятся влажны- ми от слёз, ведь понимаешь, что нет уже давно никаких оценок, конт­ рольных, родительских собраний, а они помнят, скучают Значит, всё не зря. «Вкусная» классика и литературный обед: пирожное «Блан-манже», заяц под соусом, страсбургский пирог и другие блюда по мотивам художественных произведений. Одно из готовых домашних заданий. На то и учитель в классе, чтобы «приближать» старую добрую классику к нашим цифровым детям, ведь темы-то вечные! Просто в традиционном нужно искать новые смыслы, тогда и возникает интерес: а что дальше? Школа перестала быть един- ственным источником знаний, а учитель, соответственно, исти- ной в последней инстанции. Лю- бое слово педагога можно тут же загуглить, поставить под сомне- ние, оспорить. С такими пробле- мами сталкивается большинство молодых учителей. Старшему поколению ещё сложнее сопер- ничать с цифровым простран- ством. В своей школе я курирую конкурсное движение и недавно дала задание ученикам сочинить стихотворение на определённую тему. Через несколько минут меня завалили третьесортными рифма- ми. Хорошо, что я и большинство моих коллег в курсе про чат GPT и вообще про возможности ней- росети. Но есть и те учителя, кто принимает такие сочинительства за чистую монету, не работает с программами антиплагиата. Цифровое информационное поле давно не имеет горизонтов, и современному учителю спрятать голову в песок уже не получится — нужно хотя бы на полголовы быть в этом плане выше детей, а это ой как непросто. То же касается и предмета лите- ратуры. С одной стороны, сейчас вовсе не обязательно бежать в библиотеку — достаточно загрузить электронную версию книги. С другой стороны, нужно быть внимательным к тому, что ты скачиваешь, что посоветовал тебе Интернет. Программа по литера- туре постоянно меняется: то одно произведение убрали, то другое добавили. Не всегда я с этим согласна. До сих пор не очень понимаю изучение тургеневской «Муму» в 6-м классе. Ну вот что поймут и запомнят дети, прочитай они это произведение самосто- ятельно? Правильно, собачку жалко. А ведь рассказ совсем о другом Но на то и учитель в классе, чтобы «приближать» старую добрую классику к нашим цифровым детям, ведь темы-то вечные! Просто в традиционном нужно искать новые смыслы. Чтобы достучаться до тех, кто держит мобильник под партой, нужно мне самой на уроке каждый раз проживать произведение. Сделать так, чтобы в воображе- нии детей были не чопорные дамы в кринолинах и мужчины в кам- золах, а те, про кого они смотрят сериалы, кого они видят на улице, в школе, то есть сделать их близ- кими, понятными, тогда и начина- ется сопереживание персонажам, тогда и возникает интерес: а что дальше? С А М О Е Б О Л Ь Ш О Е Д О С Т И Ж Е Н И Е А Ч Т О Д А Л Ь Ш Е ? 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz