Лица (г. Липецк), 2021 г.
Текст Юлия ИРЗАЕВА Фото Екатерина СТЕПАНОВА, архив Юлии ИРЗАЕВОЙ Это, пожалуй, самый сложный для меня вопрос. Наверное, это мои выпускники. Их успехи, их благо- получно складывающиеся судьбы, профессиональная деятельность. А ещё их сообщения, доходящие до меня сквозь годы: «Юлия Сер- геевна, я наконец-то поступила в театральный!», «У меня родилась дочка! А Вы как?», «Я пишу Вам с СВО, скоро отпустят в Липецк, получится встретиться?», «Вы в Москве? Я подъеду!». Когда мои взрослые дети со словами бла- годарности поздравляют с Днём учителя, глаза становятся влажны- ми от слёз, ведь понимаешь, что нет уже давно никаких оценок, конт рольных, родительских собраний, а они помнят, скучают Значит, всё не зря. «Вкусная» классика и литературный обед: пирожное «Блан-манже», заяц под соусом, страсбургский пирог и другие блюда по мотивам художественных произведений. Одно из готовых домашних заданий. На то и учитель в классе, чтобы «приближать» старую добрую классику к нашим цифровым детям, ведь темы-то вечные! Просто в традиционном нужно искать новые смыслы, тогда и возникает интерес: а что дальше? Школа перестала быть един- ственным источником знаний, а учитель, соответственно, исти- ной в последней инстанции. Лю- бое слово педагога можно тут же загуглить, поставить под сомне- ние, оспорить. С такими пробле- мами сталкивается большинство молодых учителей. Старшему поколению ещё сложнее сопер- ничать с цифровым простран- ством. В своей школе я курирую конкурсное движение и недавно дала задание ученикам сочинить стихотворение на определённую тему. Через несколько минут меня завалили третьесортными рифма- ми. Хорошо, что я и большинство моих коллег в курсе про чат GPT и вообще про возможности ней- росети. Но есть и те учителя, кто принимает такие сочинительства за чистую монету, не работает с программами антиплагиата. Цифровое информационное поле давно не имеет горизонтов, и современному учителю спрятать голову в песок уже не получится — нужно хотя бы на полголовы быть в этом плане выше детей, а это ой как непросто. То же касается и предмета лите- ратуры. С одной стороны, сейчас вовсе не обязательно бежать в библиотеку — достаточно загрузить электронную версию книги. С другой стороны, нужно быть внимательным к тому, что ты скачиваешь, что посоветовал тебе Интернет. Программа по литера- туре постоянно меняется: то одно произведение убрали, то другое добавили. Не всегда я с этим согласна. До сих пор не очень понимаю изучение тургеневской «Муму» в 6-м классе. Ну вот что поймут и запомнят дети, прочитай они это произведение самосто- ятельно? Правильно, собачку жалко. А ведь рассказ совсем о другом Но на то и учитель в классе, чтобы «приближать» старую добрую классику к нашим цифровым детям, ведь темы-то вечные! Просто в традиционном нужно искать новые смыслы. Чтобы достучаться до тех, кто держит мобильник под партой, нужно мне самой на уроке каждый раз проживать произведение. Сделать так, чтобы в воображе- нии детей были не чопорные дамы в кринолинах и мужчины в кам- золах, а те, про кого они смотрят сериалы, кого они видят на улице, в школе, то есть сделать их близ- кими, понятными, тогда и начина- ется сопереживание персонажам, тогда и возникает интерес: а что дальше? С А М О Е Б О Л Ь Ш О Е Д О С Т И Ж Е Н И Е А Ч Т О Д А Л Ь Ш Е ? 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz