Лица (г. Липецк), 2021 г.
Но уже на втором курсе догнал самых сильных. Из семерых по- ступивших на отделение скульп- туры до диплома дошли только четверо. Не все выдержали жёсткую муштру с девяти утра до девяти вечера. Учёба в академии запомнилась Алексею на всю жизнь. — Скульптура — не просто мастер- ство, это настроение, состояние, жизнь. Трудно описать словами. Мы, студенты, пропитывались этим. Илья Глазунов всегда воспевал школу русского реализма, не принимал никакого авангарда. Его любимая фраза: «Учитесь у старых мастеров». Мы копировали Микеланджело и ри- сунки великих художников прошло- го. До сих пор снится дипломный год. Моей выпускной работой была фи- гура скульптора. Парень в подвёрну- тых штанах, в рубашке с закатанными рукавами, растрёпанный, напря- жённый, лепит свой образ. Обычно студенты создают исторических мастерских — технический воск, растворители, хозяйственное мыло, смешанное с маслом. Вообще скульп- торы — особые люди, отдельная каста. «Мафиозники» — так назвал нас один из преподавателей академии. Мы друг друга уважаем, поддерживаем. Рад быть частью этого мира. Вместе со скульптором Денисом Петровым они лепили огромное яблоко, больше четырёх метров высотой, для одного из столичных жилых ком- плексов. Не просто творче- ская работа, а ещё и тяжёлый физи- ческий труд. Сколько вёдер глины пришлось натаскать — не сосчитать. Однажды Белозёрова чуть не при- давило огромным куском литейного воска весом в полтонны, который поднимали на лебёдке. Трос оборвал- ся буквально в нескольких сантиме- трах от Алексея. ВМоскве скульптор трудился и над реставрацией памятников архитектуры, храмов, усадеб. Осо- бенно запомнился коридор Большого Кремлёвского дворца. Лепнина там уже очень ветхая, работа тонкая, филигранная, по степени ответствен- ности чем-то напоминающая микро- хирургию. СЛЕПИТЬ СВЯТОГО Несколько лет назад Алексей пере- ехал в Липецк. ВМоскве теперь быва- ет реже. Решил, что лучше трудиться там, где живёшь: так продуктивнее. Недавно завершил первую масштаб- ную, полностью самостоятельную, работу — бюст святого Луки Крым- ского (Войно-Ясенецкого). Заказ поступил из Тамбова, где выдающий- ся хирург служил в годы Великой Отечественной войны в храме и боль- нице. Проводил сложные операции и спас множество жизней. Разраба- тывал и испытывал новые методы лечения. За фундаментальный труд «Очерки гнойной хирургии» ему при- судили Сталинскую премию I степени, большую часть которой он передал детям, пострадавшим от войны. Алексей работал над гигантской скульптурой «Яблоко» высотой с одноэтажный дом. Недавно Алексей завершил первую масштабную, полностью самостоятельную, работу — бюст святого Луки Крымского. Лепил бюст три месяца. Несколько раз переделывал. Как-то в отчаянии взмолился Луке: «Помоги мне слепить твой портрет!» И постепенно всё выстроилось. Сквозь суровый взгляд святого стала проступать добрая улыбка. персонажей, а мне хотелось взять более простую тему, и преподава- тели позволили. Наверное, лепил себя, — рассказывает он. ДУХ ЛИТЕЙКИ В студенчестве и позднее Алексей Белозёров много работал в скульп- турных комбинатах — огромных помещениях для лепки, формовки, литья из металла, очень напоминаю- щих настоящее производство. —Обожаю эти литейки, — увлечённо говорит скульптор. —Очень ску- чаю по ним. Ни с чем не сравнится особенный запах скульптурных р АВГУСТ 2024 №8 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz