Лица (г. Липецк), 2021 г.
Они на самом деле име ются, просто такой трюк мастер показывает каж дый раз детям и взрослым. Говорит: кто бы ни пришёл на мастеркласс, все пытаются повто рить, но мало у кого получается. И дело не в смелости или какомто особом огнеупорном типе кожи. — Кузница — это обязательно работа руками. А значит, мозоли, ушибы, по резы. Искры летят, окалины от металла отслаиваются, заготовки вываливаются из тисков. Можно прочитать тысячу книг, посмотреть десятки видеоуроков. Но до тех пор, пока не обожжёшься об горн, ничего не поймёшь. Всё равно нужна практика, свои сто тысяч пятьсот ударов молотком, чтобы на сто тысяч пятьсот первый понять, как надо дер жать инструмент правильно, чтобы он бил куда надо. Такое качество особенно хорошо помогает в реконструкции доспехов. Вопервых, потому что всё куётся на глаз. А это всегда риск начать заново в случае ошибки. Вовторых, не всегда в процессе можно понять, что чтото пошло не так. Почувствуешь, только когда наденешь на себя готовый шлем или кольчугу. Над бронзовым кубанским шлемом скифа Станислав с командой работали полгода. В итоге он получился не совсем правильным: острый «нос» должен был быть на пять сантиметров ниже. Такие детали для большинства людей неза метны, и едва ли они смогут отличить два одинаковых шлема, отлитых разными мастерами. Зачастую делать амуницию приходится по фотографиям из музея, а тут мно гое зависит от ракурса снимка. Легко допустить неточность. И начинаешь переделывать снова и снова. Это всегда эксперимент, вечный поиск, детектив. Станислав считает, что уровень ма стерства средневековых кузнецов был выше во многом потому, что для них не существовало стандартов. Поддержку мастер чувствует и дома. На реконструкторские фестивали ездит вместе с женой. Эстетикой Средневековья Юлия прониклась не сразу, но со временем стала разделять увлечение мужа 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz