Лица (г. Липецк), 2021 г.

Лица (г. Липецк), 2021 г.

АВГУСТ 2024 №8 18 Освоить елецкую гармонь в школах можно только по записям или слушая музыкантов вживую. Для неё не созданы нотные сборники Технология создания елецкой гармони Дед Константина Матюхина, Афанасий Иванович признана нематериальным культурным наследием народов России входил в десятку лучших гармонистов России. Внук открыл в его честь Центр елецкой рояльной гармоники РАЗВЕРНИ МЕХА Сейчас ремеслом больше занима- ется вышедший на пенсиюНико- лай Матюхин — отец Константина. Для баяниста изготовление елец- кого инструмента скорее увлече- ние. Да и интерес к нему появился только в 25 лет — после возвраще- ния из Москвы. — Коль начали делать, надо и осваивать, — вспоминает музыкант. — Хотя у нас это семейное. Отец и брат владеют рояльной гармошкой. Дед и пра- дед тоже играли. В их время она была неотъемлемой частью быта. А для деда Афанасия Ивановича была чем-то большим. Он всегда говорил, что не может без гармони жить. Она успокаивала, отвлекала от негативных мыслей, лечила. Во многих регионах России появ- лялись свои вариации инструмен- та. Елецкий — прародитель аккор- деона, существует с середины XIX века. На правой клавиатуре вместо привычных круглых кнопок кла- виши, как у фортепиано. Есть и дру- гие особенности. Без подготовки и практики даже баянист сыграть не сумеет. Извлечение звука, по- становка рук и пальцев, фиксация инструмента — всё иначе. Для елецкой гармони не разра- ботаны специальные программы и не созданы нотные сборники, хотя детей учат играть на ней в местных школах. Освоить мож- но только по записям или слушая музыкантов вживую. Константин семейные наигрыши деда «снимал на слух», позже начал добавлять что-то от себя. Одна из его целей — разработать методику игры, а ещё собрать народные мотивы. Сейчас этим занимается всего несколько человек. Энтузиасты появляются из ниоткуда и ищут инфор- мацию по районам, создавая собственные медиатеки. На- пример, у Александра Пче- линцева из Липецка за 10 лет набралось данных на «две диссертации»: история и классификация гармоней, записи игры и информация о мастерах. Большинство исследователей по профессии никак не связаны ни с музыкой, ни с творчеством, но однажды каж- дого из них зацепил голос гармони. Технология создания елецкого ин- струмента признана нематериаль- ным культурным наследием народов России. Вместе с ней в список вклю- чили и куда более раскрученную романовскую глиняную игрушку. Константин Матюхин уверен, что гармонь уже стала брендом Ельца, а популярность — дело времени и кропотливой работы на всех уровнях: локальном, региональном и федеральном. Когда-то и баян был очень востребованным инструмен- том, но мода изменилась. В своём центре музыкант стремится создать Когда любимая игрушка – гармонь: Константин и Илья Матюхины

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz