Лица (г. Липецк), 2021 г.

Лица (г. Липецк), 2021 г.

К онстантин по образова- нию баянист. Конкурсы, поездки, концерты. У ин- струмента бывали мелкие поломки, приходилось разбирать и ремонтиро- вать прямо перед выходом на сцену. Опытным путём изучил конструкцию. Делать что-то руками у Матюхиных тоже семейное, как и музыка. ЗВУК БОГАЧЕ Жить и работать Константин ре- шил в родном Ельце, хотя окончил престижную московскую академию музыки имени Гнесиных. Вместе с отцом открыл в 2013 году мастер- скую в память о деде Афанасии Ивановиче — он входил в десятку лучших гармонистов России. Матю- хины общались с мастерами, ездили на фабрики в Тулу, Москву, Воронеж, Ливны. Начинали с ремонта, брались за всё: баяны, аккордеоны, самые распространённые в России гармош- ки-хромки и даже индийские фисгар- монии. Главный принцип работы похож: нажать на клавиши, потянуть меха. Воздух попадает внутрь, голос, важнейшая деталь внутри, начинает колебаться. — В стране, конечно, больше пото- ковых гармоней, — объясняет Кон- стантин. — Их производят тульская и шуйская фабрики. Но мастеровые больше ценятся за ручную работу. У таких звук богаче. Он будет от- личаться у инструментов одного мастера, даже если внешне они аб- солютно одинаковые. Новых елецких мы сделали немного — всего восемь штук. Их заказывают в музыкальные учреждения, для себя и в подарок. Одна уехала в Австрию. Раньше у мастера уходило полгода на изготовление одного инструмента. Теперь некоторые процессы автоматизированы, можно управиться за четыре месяца. Матюхины закупают материалы- расходники: дерево — на грифы, латунь — для сердца гармони, голосовых планок и самих голосов. Фанеру — для деки, электрокартон, ленты, ситец или сатин — для мехов. Специальную кожу, которую выделывают только на одном российском производстве, — для клапанов и планок. А пластик вместо традиционной кости животных — для накладок на клавиши. Все детали делают сами. С чего начинать — не принципиально, элементы создаются параллельно. Потом их соединяют: скручивают или склеивают. Сейчас мастерская — часть Центра елецкой рояльной гармоники. Кон- стантин хочет, чтобы его посетители не просто смотрели на инструменты за стеклом, как в музеях, а могли поучаствовать в их создании. Отец и брат владеют рояльной гармошкой. Дед и прадед тоже играли. В их время она была неотъемлемой частью быта. А для деда Афанасия Ивановича была чем-то большим. Он всегда говорил, что не может без гармони жить НАИГРЫШИ Б Е З П Р О И Г Р ЫША 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz