Лица (г. Липецк), 2021 г.

Лица (г. Липецк), 2021 г.

АВГУСТ 2024 №8 14 Делаю фото в инфракрасных лучах. В микроскоп осматриваю трещи- ны — кракелюры, чтобы найти ниже лежащие слои. Дальше выписываю «лечение», составляю план рестав- рационных процессов. Укрепляю специально приготовленным клеем красочный слой и левкас, укладываю вздутия, кракелюр, наношу профза- клейку. Специальными утюжками проглаживаю икону для лучшего проникновения клея. С тыльной сто- роны обрабатываю лётные отверстия и ходы жука-точильщика, если есть. Реставратор — врач, икона — пациент. Начинаю с визуального осмотра, затем назначаю анализы, то есть провожу исследования. Беру пробу левкаса для определения его наполнителя. Изучаю живопись под ультрафиолетом Из-за них древесина становится деструктивной, рыхлой, мягкой, некоторые иконы, как сито. Иногда может не хватать угла или даже части основы иконы. Значит, нужно наращивание. Часто применяю армирование в сложных случаях. Основа должна быть монолитной. Затем удаляю профзаклейку с ли- цевой стороны. Дальше подвожу левкас в утраты, затем расчистка живописи от олифы или лака. Процесс раскрытия иконы — один из сложнейших. Работаю с рас- творителями. И не каждый из них справится с толстым слоем олифы или стойким лаком. Бывают иконы, для которых подбираешь три разных состава: для фона, одежды, лица и рук. В соцсетях у меня часто просят рецепт «универсального растворителя», даже жадиной называют, когда я отвечаю, что так не бывает. Всё индивидуально, в этом и сложность работы. Люби- тели всегда начинают расчистку с лика, глаз, пользуются чистящи- ми средствами и просто стирают изображение с иконы. Грамотный реставратор всегда делает пробы на неответственном участке. Когда икона раскрыта, в местах утрат выполняю тонировки — дописы- ваю утраченную живопись. Если у иконы есть золочение или резьба, восстанавливаю. — Почему икона темнеет? — По правилам изображение после написания необходимо покрывать олифой — вываренным маслом. Оно со временем темнеет. Чем хуже ус- ловия, тем быстрее. В XV–XIX веках храмы в основном не отапливались, окна маленькие, свет только лучи- ны и свечи. От них копоть и даже ожоги. Часто образ совсем не было видно, тогда прямо поверх старо- го тёмного изображения писали новый сюжет, порой совсем другой. На одной доске получался такой «пирог» — встречается и по два слоя, и по пять. — Какие материалы вы исполь- зуете? — Практически все натуральные, а значит, дорогие. Одно из главных правил реставрации — обрати- мость. Синтетика впитывается так сильно, что её невозможно удалить. А может потребоваться повторная реставрация, например, из-за паде- ния, другого механического воздей- ствия. Поэтому всем рекомендую заказывать киот — «домик со стек- лом» для иконы. Киот — идеальный способ хранения. В практике был сложный случай: доска без всех углов, полностью изъеденная жуком. Уже после моей работы владельцы случайно уронили икону с полки при уборке, она раскололась на две части, откололся нарощенный угол. Сейчас снова работаю над ней. — А какие ещё правила хранения? — Нельзя протирать мокрой тряп- кой, только мягкой из микрофибры. А ещё лучше — смахивать пыль бели- чьей кистью. Не хранить над отопи- тельными приборами и на сквозняке.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz